Энциклопедия русской живописи

Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее (жизни), давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами первого периода творчества, его портретами и, наконец, сравнительно недавно пришедшей к нам его религиозной живописью.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.


Рождение в семье сельского священника как бы предопределило дальнейший жизненный путь юного Виктора Васнецова — обучение в духовной семинарии и, видимо, повторение пути отца. Однако молодой Васнецов, не окончив духовного заведения, отправляется в Петербург, где вначале в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1874) ставит свой случившийся талант живописца. И уже с Автопортрета 1873 года на нас смотрит одухотворенное, устремленное в неизвестность лицо молодого художника.
"На дворе" все больше вступала в свои права весна художников-передвижников, которая естественно вовлекла Виктора Васнецова, откликнувшегося на нее своими жанровыми картинами: "Нищие певцы (Богомольцы)" (1873), "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876) и др.
Однако к 1880 году быт исчезает из творчества живописца. В. Васнецов обращается к эпосу, былинам, сказкам, истории страны. Появляется сказочно-реалистичный, с детства знакомый всем любителям живописи мир Виктора Васнецова, в котором хватило места героическим и тревожным, радостным и печальным страницам русской истории, русской жизни.
Наконец, было у В.М. Васнецова свое подвижническое десятилетие (1885—1896), когда он первым из художников принял приглашение участвовать в росписи собора Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве — собора, который тридцать семь лет строился в Киеве на народные пожертвования. Расписавшего около трех тысяч квадратных метров собора (алтарь, центральная часть, иконы главного иконостаса), Виктора Михайловича Васнецова по праву можно отнести и к религиозным живописцам, пытающимся постигнуть святое и вечное в человеческой жизни.

В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.

С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.

Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.

По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.

Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.

И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.

В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.



ТЕМЫ И СЕРИИ
- Жанровые зарисовки
- Портреты
- "Снегурочка"
- "Каменный век"
- Владимирский собор
- Архитектурные проекты
- "Песнь о вещем Олеге"
- Сказка
- Богатыри
- Поэма семи сказок



МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Владимирский собор, Киев
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. Литературный музей, Москва
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Частное собрание
Гос. Исторический музей, Москва
Нижегородский гос. худ. музей
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Киевский гос. музей русского искусства
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пермская худ. галерея
Рязанский обл. худ. музей
Саратовский худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Тверская обл. картинная галерея
Челябинская обл. картинная галерея
Васнецов Виктор Михайлович (Картины художника):

Автопортрет. 1868 - Васнецов
Автопортрет. 1868
 
Автопортрет. 1873 - Васнецов
Автопортрет. 1873
 
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877 - Васнецов
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
 
Алёнушка. 1881. Холст, масло - Васнецов
Алёнушка. 1881. Холст, масло
 
Аленушка. 1880 - Васнецов
Аленушка. 1880
 
Аленушка1. 1881 - Васнецов
Аленушка1. 1881
 
Аленушка2. 1881 - Васнецов
Аленушка2. 1881
 
Аленушка3. 1881 - Васнецов
Аленушка3. 1881
 
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ). 1880 - Васнецов
Аленушкин пруд ( Пруд в Ахтырке ). 1880
 
Алипий-живописец. 1885-1893 - Васнецов
Алипий-живописец. 1885-1893
 
Ангел с лампой. 1885-1896 - Васнецов
Ангел с лампой. 1885-1896
 
Архангел Михаил. 1914-1915 - Васнецов
Архангел Михаил. 1914-1915
 
Ахтырка. 1879 - Васнецов
Ахтырка. 1879
 
Ахтырский дуб. Начало 1880-х - Васнецов
Ахтырский дуб. Начало 1880-х
 
Баба Яга. 1917 - Васнецов
Баба Яга. 1917
 
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876-1877 - Васнецов
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876-1877
 
Баян. 1880 - Васнецов
Баян. 1880
 
Баян. 1910, холст, масло, 303х408 см - Васнецов
Баян. 1910, холст, масло, 303х408 см
 
Берендейки. 1885 - Васнецов
Берендейки. 1885
 
Бирючи. 1885 - Васнецов
Бирючи. 1885
 
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х - Васнецов
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
 
Блаженство рая. 1885-1896 - Васнецов
Блаженство рая. 1885-1896
 
Бобыль и Бобылиха. 1885 - Васнецов
Бобыль и Бобылиха. 1885
 
Бог Саваоф. 1885-1896 - Васнецов
Бог Саваоф. 1885-1896
 
Богатыри . 1898, холст, масло, 295х446 см - Васнецов
Богатыри . 1898, холст, масло, 295х446 см
 
Богатыри на конях. 1896 - Васнецов
Богатыри на конях. 1896
 
Богатыри. 1881-1898 - Васнецов
Богатыри. 1881-1898
 
Богатырский скок. 1914 - Васнецов
Богатырский скок. 1914
 
Богатырь. 1870-е - Васнецов
Богатырь. 1870-е
 
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 - Васнецов
Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893
 
Богоматерь с Младенцем. Начало 1880-х - Васнецов
Богоматерь с Младенцем. Начало 1880-х
 
Богоматерь с младенцем - Васнецов
Богоматерь с младенцем
 
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918 - Васнецов
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
 
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884 - Васнецов
Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
 
Брусила и берендеи ребята. 1885 - Васнецов
Брусила и берендеи ребята. 1885
 
Брюсов календарь. 1871 - Васнецов
Брюсов календарь. 1871
 
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х - Васнецов
Букет. Абрамцево. Начало 1880-х
 
В гостях. 1871 - Васнецов
В гостях. 1871
 
В костюме скомороха. 1882 - Васнецов
В костюме скомороха. 1882
 
В парке. Конец 1870-х - Васнецов
В парке. Конец 1870-х
 
Весна-Красна. 1885 - Васнецов
Весна-Красна. 1885
 
Весна. 1882 - Васнецов
Весна. 1882
 
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве - Васнецов
Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве
 
Витязь на распутье. 1878 - Васнецов
Витязь на распутье. 1878
 
Витязь на распутье. 1882, холст, масло, 167х299 см - Васнецов
Витязь на распутье. 1882, холст, масло, 167х299 см
 
Витязь на распутье. 1882 - Васнецов
Витязь на распутье. 1882
 
Витязь. 1883 - Васнецов
Витязь. 1883
 
Военная телеграмма. 1878 - Васнецов
Военная телеграмма. 1878
 
Воины Апокалипсиса. 1887, холст, масло - Васнецов
Воины Апокалипсиса. 1887, холст, масло
 
Встреча Олега с кудесником. 1899 - Васнецов
Встреча Олега с кудесником. 1899
 
Гамаюн - птица вещая. 1898 - Васнецов
Гамаюн - птица вещая. 1898
 
Гергий-победоносец. 1919 - Васнецов
Гергий-победоносец. 1919
 
Голова борца. Портрет Н.Д.Кузнецова - Васнецов
Голова борца. Портрет Н.Д.Кузнецова
 
Гусляры. 1899 - Васнецов
Гусляры. 1899
 
Дед Мороз. 1885 - Васнецов
Дед Мороз. 1885
 
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х - Васнецов
Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
 
Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми. 1880 - Васнецов
Долина речки Вори у деревни Мутовка, пейзаж с детьми. 1880
 
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883 - Васнецов
Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
 
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896 - Васнецов
Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
 
Жница. 1867 - Васнецов
Жница. 1867
 
За водой. 1880 - Васнецов
За водой. 1880
 
Заречная слободка Берендеевка. 1885 - Васнецов
Заречная слободка Берендеевка. 1885
 
Затишье. 1881 - Васнецов
Затишье. 1881
 
Заштатный. 1871 - Васнецов
Заштатный. 1871
 
Зима. Начало 1870-х - Васнецов
Зима. Начало 1870-х
 
Иван Грозный. 1883-1884 - Васнецов
Иван Грозный. 1883-1884
 
Иван Грозный. 1884 - Васнецов
Иван Грозный. 1884
 
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883 - Васнецов
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
 
Иван Царевич на сером волке. 1889, холст, масло, 249х187 см - Васнецов
Иван Царевич на сером волке. 1889, холст, масло, 249х187 см
 
Игра в преферанс. 1870-е - Васнецов
Игра в преферанс. 1870-е
 
Известие о взятии Карса. 1878 - Васнецов
Известие о взятии Карса. 1878
 
Искушение Евы змием. 1885-1896 - Васнецов
Искушение Евы змием. 1885-1896
 
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885 - Васнецов
Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
 
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885 - Васнецов
Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
 
Каменный век. Пиршество. 1883 - Васнецов
Каменный век. Пиршество. 1883
 
Кащей Бессмертный. 1927-1926 - Васнецов
Кащей Бессмертный. 1927-1926
 
Книжная лавочка. 1876 - Васнецов
Книжная лавочка. 1876
 
Княгиня Евдокия. 1885-1893 - Васнецов
Княгиня Евдокия. 1885-1893
 
Княгиня Ольга. 1885-1893 - Васнецов
Княгиня Ольга. 1885-1893
 
Князь Александр Невский. 1885-1893 - Васнецов
Князь Александр Невский. 1885-1893
 
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896 - Васнецов
Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
 
Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло - Васнецов
Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло
 
Ковёр-самолет. 1919-1926 - Васнецов
Ковёр-самолет. 1919-1926
 
Ковёр-самолет. 1926 - Васнецов
Ковёр-самолет. 1926
 
Крестьянин за столом. 1877 - Васнецов
Крестьянин за столом. 1877
 
Крестьянин с шестом. 1877 - Васнецов
Крестьянин с шестом. 1877
 
Крещение князя Владимира. 1885-1893 - Васнецов
Крещение князя Владимира. 1885-1893
 
Крещение князя Владимира. 1890 - Васнецов
Крещение князя Владимира. 1890
 
Крещение Руси. 1885-1896 - Васнецов
Крещение Руси. 1885-1896
 
Купава. 1885 - Васнецов
Купава. 1885
 
Купеческое семейство в театре. 1869 - Васнецов
Купеческое семейство в театре. 1869
 
М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895 г. - Васнецов
М. Васнецов «Гамаюн, птица вещая», 1895 г.
 
М.И.Рязанцева. 1901 - Васнецов
М.И.Рязанцева. 1901
 
Мизгирь. 1885 - Васнецов
Мизгирь. 1885
 
Монах-сборщик. Начало 1870-х - Васнецов
Монах-сборщик. Начало 1870-х
 
На завалинке. Начало 1870-х - Васнецов
На завалинке. Начало 1870-х
 
Нестор-летописец. 1885-1893 - Васнецов
Нестор-летописец. 1885-1893
 
Нестор-летописец. 1919 - Васнецов
Нестор-летописец. 1919
 
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873 - Васнецов
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
 
Олег у костей коня. 1899 - Васнецов
Олег у костей коня. 1899
 
Опушка елового леса. 1881 - Васнецов
Опушка елового леса. 1881
 
Осока. 1880 - Васнецов
Осока. 1880
 
От Доминика. 1874 - Васнецов
От Доминика. 1874
 
Оформление Песни о вещем Олеге А.С.Пушкина. 1899 - Васнецов
Оформление Песни о вещем Олеге А.С.Пушкина. 1899
 
Павший рыцарь. 1879-1880 - Васнецов
Павший рыцарь. 1879-1880
 
Палаты царя Берендея. 1885 - Васнецов
Палаты царя Берендея. 1885
 
Пейзаж под Абрамцевым. 1881 - Васнецов
Пейзаж под Абрамцевым. 1881
 
Песнь о вещем Олеге. 1899 - Васнецов
Песнь о вещем Олеге. 1899
 
Плащаница. 1901 - Васнецов
Плащаница. 1901
 
Подводный терем. 1884 - Васнецов
Подводный терем. 1884
 
Подружки. 1878 - Васнецов
Подружки. 1878
 
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878 - Васнецов
Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
 
Портрет Апполинария Васнецова. 1872 - Васнецов
Портрет Апполинария Васнецова. 1872
 
Портрет Бориса Васнецова, сына художника. 1889 - Васнецов
Портрет Бориса Васнецова, сына художника. 1889
 
Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887 - Васнецов
Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
 
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896 - Васнецов
Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896
 
Портрет Владимира Васнецова, сына художника. 1899 - Васнецов
Портрет Владимира Васнецова, сына художника. 1899
 
Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894 - Васнецов
Портрет Елены Адриановны Праховой. 1894
 
Портрет Зинаиды Срединой. 1909 - Васнецов
Портрет Зинаиды Срединой. 1909
 
Портрет М.В.Васнецова. 1870 - Васнецов
Портрет М.В.Васнецова. 1870
 
Портрет М.В.Нестерова. 1926 - Васнецов
Портрет М.В.Нестерова. 1926
 
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883 - Васнецов
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
 
Портрет Ольги Полетаевой. 1912 - Васнецов
Портрет Ольги Полетаевой. 1912
 
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1884 - Васнецов
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1884
 
Портрет Т.В.Васнецовой. 1901 - Васнецов
Портрет Т.В.Васнецовой. 1901
 
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884 - Васнецов
Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
 
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897 - Васнецов
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
 
Портрет художника А.И.Куинджи. 1869 - Васнецов
Портрет художника А.И.Куинджи. 1869
 
Портрет художника А.М. Васнецова. 1878 - Васнецов
Портрет художника А.М. Васнецова. 1878
 
После побоища Игоря Святославича с половцами 1880, холст, масло, 205х390 см - Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами 1880, холст, масло, 205х390 см
 
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1878 - Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1878
 
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 - Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
 
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880-1890-е - Васнецов
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880-1890-е
 
Премудрый царь Берендей. 1885 - Васнецов
Премудрый царь Берендей. 1885
 
Преферанс. 1879 - Васнецов
Преферанс. 1879
 
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 - Васнецов
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898
 
Проект фасада Третьяковской галереи - Васнецов
Проект фасада Третьяковской галереи
 
Проект фасада Третьяковской галереи1. 1900 - Васнецов
Проект фасада Третьяковской галереи1. 1900
 
Проект фасада Третьяковской галереи2. 1900 - Васнецов
Проект фасада Третьяковской галереи2. 1900
 
Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885 - Васнецов
Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885
 
Прощание Олега с конем. 1899 - Васнецов
Прощание Олега с конем. 1899
 
Пруд в Ахтырке. 1880 - Васнецов
Пруд в Ахтырке. 1880
 
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть) - Васнецов
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть)
 
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть) - Васнецов
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть)
 
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть) - Васнецов
Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть)
 
Распятие Христа. 1902 - Васнецов
Распятие Христа. 1902
 
Распятие. 1896-1904 - Васнецов
Распятие. 1896-1904
 
Распятый Иисус Христос. 1885-1896 - Васнецов
Распятый Иисус Христос. 1885-1896
 
Река Вятка. 1878 - Васнецов
Река Вятка. 1878
 
Русские пословицы и поговорки1. 1866-1867 - Васнецов
Русские пословицы и поговорки1. 1866-1867
 
Русские пословицы и поговорки2. 1866-1867 - Васнецов
Русские пословицы и поговорки2. 1866-1867
 
С квартиры на квартиру. 1876 (2) - Васнецов
С квартиры на квартиру. 1876 (2)
 
Савка-охотник. 1889 - Васнецов
Савка-охотник. 1889
 
Серафимы. 1885-1896 - Васнецов
Серафимы. 1885-1896
 
Сергий Радонежский. 1882 - Васнецов
Сергий Радонежский. 1882
 
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896, холст, масло, 164х297 см - Васнецов
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896, холст, масло, 164х297 см
 
Снегурочка и Лель. 1885-1886 - Васнецов
Снегурочка и Лель. 1885-1886
 
Снегурочка. 1885 - Васнецов
Снегурочка. 1885
 
Снегурочка. 1899 - Васнецов
Снегурочка. 1899
 
Снятие с креста. 1888-1901 - Васнецов
Снятие с креста. 1888-1901
 
Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896 - Васнецов
Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896
 
Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896 - Васнецов
Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896
 
Сошествие во ад. 1896-1904 - Васнецов
Сошествие во ад. 1896-1904
 
Спаситель в терновом венце. 1906 - Васнецов
Спаситель в терновом венце. 1906
 
Спаситель. 1901 - Васнецов
Спаситель. 1901
 
Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см - Васнецов
Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см
 
Страшный суд. 1885-1896 - Васнецов
Страшный суд. 1885-1896
 
Три царевны подземного царства. 1879-1881 - Васнецов
Три царевны подземного царства. 1879-1881
 
Три царевны подземного царства. 1884 - Васнецов
Три царевны подземного царства. 1884
 
Христос-Вседержитель. 1885-1896 - Васнецов
Христос-Вседержитель. 1885-1896
 
Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920 - Васнецов
Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920
 
Царевна-Лягушка. 1901-1918 - Васнецов
Царевна-Лягушка. 1901-1918
 
Царевна-Несмеяна. 1914-1926 - Васнецов
Царевна-Несмеяна. 1914-1926
 
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897 - Васнецов
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
 
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874 - Васнецов
Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
 
Часовня над могилой А.С.Мамонтова в Абрамцеве. 1891 - Васнецов
Часовня над могилой А.С.Мамонтова в Абрамцеве. 1891
 
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х - Васнецов
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
 
Черновые наброски к картине Витязь на распутье. 1870-е - Васнецов
Черновые наброски к картине Витязь на распутье. 1870-е
 
Шуты. 1885 - Васнецов
Шуты. 1885
 
Эскиз оформления меню банкета по случаю коронации императора Николая II и императрицы Алесандры Федоровны. 1896 - Васнецов
Эскиз оформления меню банкета по случаю коронации императора Николая II и императрицы Алесандры Федоровны. 1896
 
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора1. 1885-1893 - Васнецов
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора1. 1885-1893
 
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора2. 1885-1893 - Васнецов
Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора2. 1885-1893
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev