Энциклопедия русской живописи

Суриков Василий Иванович

Масштаб и мощь В.И. Сурикова удивляют. Народ и личность, личность и народ в переломные моменты русской истории — основная тема полотен художника.

Многочисленные этюды при работе над столь масштабными полотнами, самостоятельные портретные работы, пейзажи и бытовые картины В. Сурикова также являются существенным вкладом в отечественную живопись.

Отметим одно существенное свойство Сурикова-человека. Находясь в зарубежных поездках и внимательно изучая искусство стран Западной Европы, В.И. Суриков всегда объективно оценивал все лучшее, что создано талантами других народов. Но это и есть важнейшая черта настоящего патриота, пример которого являет наш удивительный живописец.

Суриков Василий Иванович (1848-1916)

Будущий великий русский художник родился в городе Красноярске 12(24) января 1848 года в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова в прошлом казака «большого полка», как именовались потомки сподвижников Ермака. Мать, Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина, также принадлежала к старинному казачьему роду. Уже самые ранние впечатления от окружающей природы и близких людей активно формировали самобытный сильный суриковский характер.
В 1856 году Василия Сурикова определили в красноярское приходское училище, а год спустя он был переведен в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча, во многом определившая его дальнейший жизненный путь. Учителем рисования в уездном училище был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи и ваяния.
«Жесткая жизнь в Сибири была. Совсем XVII век», — говорил Суриков. Но ведь именно эта суровая жизнь и сформировала его непреклонный, мужественный характер.
Годы его юности легкими, однако, никак не назовешь. После смерти отца (1859) семья Суриковых оказалась в трудном материальном положении, матери будущего художника пришлось сдать верхний этаж дома жильцам, а самой искать заработка. Человек разнообразно одаренный, она многое умела: плела кружева, вышивала гладью, бисером и паpyсом. Мать, сестры и младший брат Сурикова Александр дружно делили между собой выпавшие на их долю тяготы. Кроме того, их объединяла любовь к музыке и пению, еще в юности Василий Суриков научился играть на гитаре и пронес любовь к этому инструменту через всю свою жизнь. В 1864 году он поступил на государственную службу, был зачислен в штат Енисейского губернского управления на мелкую канцелярскую должность. Но занятий искусством он не оставлял, более того, его опыты все больше и больше привлекали к себе внимание местных знатоков и ценителей. В декабре 1867 года красноярский губернатор П. Н. Замятин обратился в Совет Императорской Академии художеств с просьбой о приеме Сурикова учеником в Академию. В Петербург вместе с официальным прошением были посланы его рисунки. Совет Академии дал положительный отзыв о способностях юноши, его отъезд в столицу был решен. Красноярский городской голова, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов (в доме которого ныне помещается областной художественный музей), принял на себя материальные заботы о будущем художнике и нес их вплоть до окончания им Академии художеств.
11 декабря 1868 года Суриков покинул родной город. Ехали долго, сначала на лошадях, затем по железной дороге. Казань, Нижний Новгород и особенно Москва поразили его великолепными памятниками русской старины. 19 апреля 1869 года В. И. Суриков приехал в Петербург. Тогдашнюю столицу России впервые он увидел в дни масленичных гуляний. На другой день по приезде он «отправился осматривать все замечательности нашей великолепной столицы. Был в Эрмитаже и видел все знаменитые картины, потом был в Исаакиевском соборе...»
Его первое знакомство с Академией художеств началось с неприятности. Рисунки, загодя присланные из Красноярска, теперь вызвали неудовольствие инспектора Шренцера. Успешно сдать вступительные экзамены ему помешало отсутствие навыков рисования гипсовых слепков. Узнав о рисовальных классах в школе Общества поощрения художеств, Суриков поступил туда и усердно принялся за работу. Три месяца упорных занятий под руководством педагога М. В. Дьяконова сделали свое дело, 28 августа 1869 года он был принят в «головной» класс Академии художеств в число вольнослушающих. Первый решительный шаг был сделан.
Время пребывания Сурикова в Императорской Академии художеств совпало с высоким подъемом русского демократического искусства. Высоким подъемом отмечена и художественная жизнь этих лет. Велики были успехи молодой русской музыки: петербургских композиторов — членов «Могучей кучки», а также выдающихся московских музыкантов, драматургии и театра, литературы и журналистики, значение которых в культуре и общественной жизни того времени общеизвестно. Открывшаяся в декабре 1871 года в залах Академии художеств первая выставка ТПХВ, на которой среди других произведений были показаны картины и портреты В. Г. Перова и И. Н. Крамского, знаменитый пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели», историческое полотно Н. Н. Ге «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», явилась событием национального значения.
Принятый, как известно, в Академию вольнослушателем, Суриков успешно сдавал экзамены по «наукам», а за отличия в рисунке уже в августе 1870 года он был переведен в следующий, «натурный» класс «первым учеником» и стал полноправным студентом Академии художеств; всего за несколько месяцев он выполнил программу трех лет обучения. В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа — картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге» (Красноярский краевой музей, повторение того же года — Государственный Русский музей). На фоне холодной синевы ночного неба, массивного силуэта Исаакия «Медный всадник» кажется особенно стремительным, как бы летящим. Более удачен второй вариант картины.
К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии, известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о.Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ).
Среди эскизов и картин, исполненных Суриковым в особенно плодотворном для него 1874 году («Клеопатра», «Убийство Юлия Цезаря», «Милосердный самаритянин»), следует выделить «Пир Валтасара». Молодой художник легко справился с созданием сложной многофигурной композиции на библейский сюжет. В том же 1874 году Суриков создал свое первое произведение на сюжет из русской истории — картину «Княжий суд». Столкновение Руси языческой и христианской — это лишь самое общее из всех возможных определений идеи картины. Суриков здесь «также сочиняет историю», правда, в отличие от легендарной в «Пире Валтасара» куда более «реальную» и, несомненно, более близкую ему самому.
Борьба идей, столкновение характеров продолжали оставаться для Сурикова главными и тогда, когда он работал над картиной на Большую золотую медаль — высшую награду Академии художеств — «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» (1875).
Как известно, Совет Академии ни одному из четырех участников конкурса 1875 года, включая В. Сурикова, Большой золотой медали так и не присудил, а выдал им дипломы на звание классного художника первой степени. Молодой мастер покидал Академию с чувством глухого раздражения.
Вскоре он принял предложение комиссии по построению московского храма Христа Спасителя написать картины из истории первых веков христианства, на которых следовало изобразить I, II, III и IV Вселенские соборы. Четыре громадные композиции — сцены религиозных диспутов в первые века христианства — должны были быть исполнены прямо на стенах только что сооруженного здания.
В 1877 году В. И. Суриков приехал в Москву и остался здесь навсегда. К лету 1878 года росписи в храме были завершены. Опыт работы над столь большими и сложными многофигурными композициями, конечно же, не прошел бесследно для его дальнейшего творчества, хотя ему и приходилось часто терпеть вмешательство некомпетентных лиц, Суриков сдерживал свое неудовольствие, ибо «нужны были деньги, чтобы стать свободным и начать свое». Дорогой ценой достались ему эти деньги, правда, для молодого художника немалые — десять тысяч рублей, дорого была куплена им творческая свобода.
В Москве Василий Иванович обрел большое личное счастье — 25 января 1878 года он женился на Елизавете Августовне Шаре.
Главные картины В. И. Сурикова — это и главные вехи его жизни, не очень на первый взгляд богатой внешними событиями. В самом деле, путешествовал художник не так уж много, география его поездок не столь обширна: Красноярск — родина служила ему надежным источником для постоянного пополнения запаса жизненных сил и впечатлений, без которых его искусству могло грозить оскудение, из зарубежных стран — Италия и Германия, в последние годы — Франция и Испания. Однако свое самое главное и непрерывное «путешествие» в историческое прошлое России, ее народа он совершал постоянно, не с тем, однако, чтобы отвернуться от настоящего, уйти от его тревог и забот.
Суриков рассказывал, что еще в Петербурге решил писать «Стрельцов», а задумал их и того ранее — в Сибири. Еще по пути в Академию он «красоту Москвы увидал. ...Я на памятники, как на живых людей, смотрел — расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, — вы свидетели»... Стены я допрашивал, а не книги». О том же, что непосредственно подтолкнуло его к созданию картины «Утро стрелецкой казни», Суриков говорил известному художественному критику Сергею Глаголю: «...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски то общей композиции, то отдельных групп». «Когда я их (т. е. «Стрельцов».) задумал, у меня все лица сразу так и возникли. И цветовая раскраска вместе с композицией. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает».
Объединив события многих казней в сцене на Красной площади, Суриков поместил стрельцов, народ перед храмом Василия Блаженного, а Петра, его соратников, четкий строй солдат-преображенцев — на фоне кремлевских стен, тем самым еще более углубляя пропасть, и без того разделявшую уходящую Русь с молодой Россией будущего XVIII века.
Наконец наступил день равно знаменательный и для создателя «Стрельцов», и для всего русского искусства. Привезенная в Петербург, картина была единодушно принята на IX выставку передвижников. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке... Могучая картина!» — так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, задумавшему приобрести это произведение, и указывал при этом, что передвижники решили «Сурикову предложить сразу члена нашего товарищества». Создание картины «Утро стрелецкой казни» поставило молодого Сурикова на очень заметное место в русском искусстве 80-х годовое деньги (восемь тысяч рублей), полученные им за нее от П. М. Третьякова, позволили и в будущем, не заботясь о хлебе насущном, создавать «свое».
Давно замечено, что первые три картины В. И. Сурикова своеобразно связаны между собой сюжетами, как звеньями одной цепи. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» — исторический петровский поворот; картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как известно, все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова», исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал».
А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... В избушке тесно было. И выйти нельзя — дожди... Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... — Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву». Эскизов было исполнено три — один графический и два маслом, причем - уже в них наметился и «узел композиции», и в целом колорит, и образы ее персонажей, и все то, что их связывает и разобщает. Наиболее внутренне сложным был образ его старшей дочери Марии. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. Не случайно отмечается ее большое внешнее сходство с женой художника Елизаветой Августовной, женщиной хрупкой, болезненной.
После нескольких лет напряженного труда художнику требовалась передышка, а деньги, полученные за картину «Меншиков в Березове» (которую приобрел все тот же П. М. Третьяков), давали ему возможность осуществить давнишнюю мечту — поехать за границу, познакомиться с европейскими городами и музеями, с творениями великих мастеров прошлого и проверить себя перед новой большой работой.
Как известно, еще в 1875 году Суриков должен был уехать за границу в качестве «пенсионера» Академии художеств, однако неприсуждение ему Большой золотой медали нарушило эти планы. Ко времени первой поездки в Европу тридцатипятилетний Суриков был уже зрелым мастером. Отъезд состоялся 23 сентября 1883 года, художник отправлялся в далекий путь со всей семьей — женой и двумя маленькими дочерьми — пятилетней Олей (будущей Ольгой Васильевной Кончаловской) и трехлетней Леной. Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву.
Вот маршрут их путешествия: Германия (Берлин, Дрезден, Кёльн), Франция (Париж), Италия (Милан, Флоренция, Рим, Неаполь, Венеция), Австрия (Вена). Все эти города — крупнейшие художественные, в том числе музейные, центры. Судя по их выбору, поездка была отнюдь не развлекательной. В Европе Суриков работал ничуть не меньше, чем дома, работал карандашом и кистью (писал маслом и акварелью), жадно впитывал в себя столь необходимые ему художественные впечатления.
Глядя на его итальянские этюды, исполненные акварелью, понимаешь, что это не «виды», запечатленные «на память» кистью досужего туриста, но результат углубленного и пристрастного «допроса» той исторической среды, в которой формировалось и существовало великое искусство римской античности и Ренессанса, увиденное глазами русского художника второй половины прошлого века. То же обстоятельство, что эти этюды исполнены акварелью, во многом определяет их образный строй. Растворяемые водой, легко смешивающиеся между собой, наносимые на поверхность бумажного листа мягкой кистью, акварельные краски были особенно пригодны для решения тех колористических задач, которые ставил перед собой Суриков — один из самых блестящих мастеров этой сложнейшей техники живописи.
В Италии же он написал картину «Из римского карнавала» (1884). Радостно улыбающаяся молодая итальянка в розовом домино наклонилась с увешенного коврами балкона и готовится бросить букет в ликующую карнавальную толпу.
Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в том, что он еще тверже, чем прежде, укрепился в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории. Дома его ждала «Боярыня Морозова».
Долгим и трудным стал путь Сурикова к этому его величайшему творению. Рассказы о мужественной боярыне Федосье Прокопьевне Морозовой, одной из главных деятельниц «раскола» — религиозно-политического движения, возникшего в середине XVII века, Суриков слышал еще в юности. Для своей картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, фанатичную последовательницу протопопа Аввакума, яростного противника церковной реформы патриарха Никона, ближайшего сподвижника, проводника политики царя Алексея Михайловича, после жестоких пыток отправляют в заточение в Боровский монастырь, где она в 1675 году погибает от голода в земляной тюрьме. Скованную цепями, на простых санях ее везут по заснеженной московской улице. В последний раз прощаясь с народом, бросая в провожающую ее толпу слова веры и ободрения, она высоко поднимает вверх правую руку, пальцы которой сложены старообрядческим двуперстием. Ее бледное, вдохновенное, аскетически-худое и одновременно прекрасное лицо обращено к людям, Морозова — композиционный и смысловой центр картины.
Картина «Боярыня Морозова» действительно произвела на современников огромное впечатление, причем отнюдь не только художественное.
Летом того же 1887 года Суриков со всей семьей побывал дома, в Красноярске, а вернувшись в Москву, переменил квартиру, снял небольшую, но уютную, светлую и теплую, взамен той, где писалась «Боярыня Морозова». Из его переписки с родными — братом Александром и матерью — может показаться, что все у него в то время обстояло благополучно, что он заслуженно отдыхал после долгой и трудной работы. Однако на обратном пути из Сибири простудилась и тяжело заболела и без того хрупкая, слабая здоровьем, давно страдавшая пороком сердца Елизавета Августовна. Вскоре она умерла.
То, что В. И. Суриков в 90-х годах «от драм к большой жизнерадостности перешел», не было ни случайностью, ни проявлением одной лишь его могучей воли, хотя Сибирь вновь укрепила его «дух, и силу, и здоровье». В суриковских произведениях 80-х годов прозвучала тема борьбы противоборствующих исторических сил («Утро стрелецкой казни»), тогда же появилась гениальная «шекспировская» драма («Меншиков в Березове»), а завершился этот этап его творчества могучей «хоровой» картиной, в которой драматическая коллизия была доведена им до предельно высокой степени эмоционального напряжения («Боярыня Морозова»). В картине «Взятие снежного городка» (1891) все пронизано бодрым чувством радости жизни. В ней художник изобразил старинную сибирскую игру, в которой и сам он в юности участвовал неоднократно. Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость — красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега — стену с зубцами и ледяными пушками. В картине показана не драма, но веселая народная забава, молодые наездники, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах.
Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном — картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий — поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. В 1891—1892 годах художник вновь побывал на родине.
Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины — татары, остяки — яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины.
Окончив и выставив «Покорение Сибири Ермаком», Суриков «в том же году начал «Суворова» писать. Случайно попал к столетию в 1899 году». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» была завершена в год столетия итальянских походов русской армии под командованием великого полководца. Как всегда, трудясь в течение нескольких лет, Суриков проделал большую подготовку. Он побывал в Швейцарии, в тех местах, где в борьбе с природой, казавшейся непобедимой, совершали свои подвиги суворовские чудо-богатыри.
Следует отметить, что современники художника о картине «Переход Суворова через Альпы», как правило, высказывались более чем сдержанно (М. Нестеров), а некоторым из них она прямо не нравилась ни по композиции, ни по колориту (Сергей Глаголь).
Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов — к образу Степана Разина, о котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил красочный эскиз на широко известный сюжет — Стенька Разин и персидская княжна, от которого впоследствии полностью отказался.
В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно — герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил то на Каме, то на Волге, то на Дону, то в Сибири в своем обычном искании натуры. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Тепин). Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины.
Ревностно охраняя свою творческую свободу, В. Суриков дважды, сначала в 1893 году, а затем в 1907 году, отказывался от преподавания в Академии художеств, а в 1901 году отклонил подобное же предложение, исходившее от Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1907 году В. Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок, к началу XX столетия уже утратившего ведущую роль в русском искусстве, к тому же в своих живописных исканиях он все более сближался с молодыми художниками — членами московского объединения Союз русских художников.
Из числа исторических сюжетов, привлекавших внимание Сурикова в последние полтора десятилетия его жизни, должны быть отмечены, с одной стороны, «Красноярский бунт» (1900-е годы) и «Пугачев» (1911) — рисунок, изображающий заключенного в клетку вождя великой крестьянской войны, а с другой — эскиз «Княгиня Ольга встречает тело Игоря» (1915). К сожалению, эти замыслы им реализованы не были. В 1911—1912 годах он работал над своим последним значительным произведением — картиной «Посещение царевной женского монастыря», которую показал на X выставке Союза русских I художников. Не приуроченная ни к каким конкретным событиям русской истории, не связанная ни с каким ее конкретным персонажем, эта историко-бытовая картина, родственная создававшимся в 1890-1990-х годах произведениям С.Иванова, А.Рябушкина, вновь была написана на тему «отрадного». Светлые надежды юной царевны художник резко противопоставил глубоким разочарованиям мрачных монахинь, разуверившихся и в жизни, и в религии.
Большое место в творчестве В. Сурикова занимали пейзаж и портрет, хотя об их особой жанровой автономии приходится говорить очень осторожно. В самом деле, разве без работы над пейзажем возможно было бы создание практически всех (за исключением картин «Меншиков в Березове» и «Посещение царевной женского монастыря») его крупных произведений.
Однако в творчестве Сурикова немалое место занимают портретные полотна, с картинами никак не связанные, причем особый интерес представляют те из них, что были исполнены уже в начале нынешнего столетия. В женских образах, созданных им в эти годы, его внимание, как и прежде, привлекали либо суровая «красота — сила», как, например, в портретах А. И. Емельяновой (1902) или княгини П. И. Щербатовой (1910, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), либо полнокровная, цветущая красота молодости, которую он воплотил в портрете Н. Ф. Матвеевой (1909, Харьковский государственный музей изобразительных искусств). Иное дело — его поздние мужские портреты — «Портрет А. Д. Езерского» (1910) и «Портрет человека с больной рукой» (1913). Тема портрета доктора Езерского — старость человека деятельного, еще полного сил — выражена прежде всего самой живописью, как бы изнутри нарастающей напряженностью пластической формы, а также сумрачным колоритом.
Отсчет многочисленных суриковских автопортретов можно вести от 1879 года. Тогда Василий Иванович изобразил себя молодым, преисполненным твердой веры в свои творческие силы создателем «Утра стрелецкой казни». С годами их содержание, образный строй все более углублялись и усложнялись так же, как и само его творчество.
Все те, кому довелось пройти по жизни рядом с великим художником или хотя бы встречаться с ним, отмечали, что во всем, начиная с наружности, Василий Иванович Суриков был личностью неповторимой. «Среднего роста, коренастый, с глазами и переносицей, как у тигра, с упрямыми завитками волос и характерной манерой сидеть на стуле, как на коне, — он всегда производил впечатление мудрого и сильного, смиренного и страстного, сосредоточенного в себе человека. Он жил очень скромно. Ни картин, ни мягкой мебели, никаких предметов роскоши не находилось в его квартире. Многочисленные этюды и эскизы хранились у него тут же в простых сундуках вместе с кусками материй, вышивками и оружием. Его комната, большая и голая, казалась неуютной, пока не раскрывались заветные сундуки с рисунками и не раскрывалась душа художника, затронутая интересной темой в разговоре, — тогда и комната, и Суриков преображались: рисунки выволакивались на пол, и острые замечания художника раскрывали в обычном и преходящем вечные символы» (Я. Тепин).
В 1914 году Суриков в последний раз побывал в Красноярске. Между тем здоровье его сильно пошатнулось, в 1912 году он лечился в Германии, в Берлине, а позднее — в Крыму. Начиная с 1915 года он уже болел постоянно.
Василий Иванович Суриков скончался в Москве в гостинице «Дрезден» на Тверской в 4 часа 15 минут утра 6 (19 по н. с.) марта 1916 года. «В небольшой церкви около Тверской улицы в церкви Косьмы и Дамиана, что в Космодемьянском (ныне - Столешниковом переулке. — В. Р.), окруженный родными, почитателями, лежал в гробу великий художник — воинствующий реалист, проникавший своим острым взглядом в глубь веков, вскрывший там могучий героизм русского народа и его всегдашнее стремление к свободе» (В. Рождественский). Суриков похоронен на московском Ваганьковском кладбище рядом со своей женой.



ТЕМЫ И СЕРИИ

- Утро стрелецкой казни
- Меншиков в Березове
- Боярыня Морозова
- Покорение Сибири Ермаком
- Переход Суворова через Альпы
- Степан Разин



МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Частное собрание
Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск
Красноярский худ. музей им. В.И.Сурикова
Самарский худ.музей
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Краснодарский краевой худ. музей
Тверская обл. картинная галерея
Томский обл. худ. музей
Тульский обл. худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Гос. худ. музей Латвии, Рига
Донецкий обл. худ. музей
Калужский обл. худ. музей
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Красноярский краеведческий музей
Курская гос. картинная галерея
Московская духовная академия
Омский обл. музей изобр. искусств
Пермская худ. галерея
Российкий фонд культуры
Рязанский обл. худ. музей
Саратовский худ. музей
Таганрогская картинная галерея
Харьковский гос. музей изобр. искусств


Суриков Василий Иванович родился 12 января 1848 года в Красноярске, художник. Из казаков. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее”. В 1856 — 1861 гг. учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, “Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною”, — позже с благодарностью вспоминал Суриков.

После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств. Его приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где впоследствии его преподавателем станет П. П. Чистяков. В следующем году он уже работает над своим первым произведением “Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870).

Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его “композитором”. К периоду обучения в Академии относится его картина из древнерусской истории “Княжий суд” (1874). В апреле 1875 года художник начинает работу над большим полотном: “Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом”.

Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени. Когда через полгода он “в виде исключения” получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, но взамен этого просил разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии Суриков никогда уже не будет работать на заказ.

Художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Художник часто наведывался в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901 — 1903), в Крыму (1913). В 1880 — 90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.

В 1878 году Суриков женился на Е. А. Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительное материальное благополучие позволяют художнику “начать свое” — обратиться к русской истории. Впечатления от старинной московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине “Утро стрелецкой казни”. “Утро стрелецкой казни” — грандиозная картина, завершенная в 1881 году, производит фурор. В тот же год художник вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно на них выставлялся.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах “Меншиков в Березове” (1883) и “Боярыня Морозова” (1887). С большой силой выразительности и достоверности Сурикову удается воплотить в своих образах полифонический характер исторического процесса.

В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

Он создает и целый ряд самостоятельных портретов, обычно близких ему людей, простых по композиции, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке (“П. Ф. Сурикова” (мать художника), 1887).

Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 году в Испанию, откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.

В начале 1888 года художник испытал тяжелое потрясение: умерла его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. В те годы он написал лишь картину “Исцеление слепорожденного”.

По совету родных Суриков едет в Сибирь, в Красноярск. Во время этой поездки он пишет картину “Взятие снежного городка” (1891). В 1891 году Суриков возвращается в Москву и принимается за работу над новым полотном “Покорение Сибири Ермаком” (1895).

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном “Степан Разин” (1907 — 1910). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после ее показа зрителям.

Последний созданный Суриковым исторический образ — образ Пугачева; сохранился лишь эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова “Посещение царевной женского монастыря”. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма (“Автопортрет”, 1913; “Человек с больной рукой”, 1913).

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Суриков стал одним из лучших мастеров русской исторической картины. Ему удалось соединить реализм XIX века с ярким живописным новаторством. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка.


Суриков Василий Иванович (Картины художника):

001 - Суриков
001
 
002 - Суриков
002
 
003 - Суриков
003
 
004 - Суриков
004
 
005 - Суриков
005
 
006 - Суриков
006
 
007 - Суриков
007
 
008 - Суриков
008
 
009 - Суриков
009
 
010 - Суриков
010
 
011 - Суриков
011
 
012 - Суриков
012
 
013 - Суриков
013
 
014 - Суриков
014
 
015 - Суриков
015
 
016 - Суриков
016
 
017 - Суриков
017
 
018 - Суриков
018
 
019 - Суриков
019
 
020 - Суриков
020
 
021 - Суриков
021
 
022 - Суриков
022
 
023 - Суриков
023
 
024 - Суриков
024
 
025 - Суриков
025
 
026 - Суриков
026
 
027 - Суриков
027
 
028 - Суриков
028
 
029 - Суриков
029
 
030 - Суриков
030
 
031 - Суриков
031
 
032 - Суриков
032
 
033 - Суриков
033
 
034 - Суриков
034
 
035 - Суриков
035
 
036 - Суриков
036
 
037 - Суриков
037
 
038 - Суриков
038
 
039 - Суриков
039
 
040 - Суриков
040
 
041 - Суриков
041
 
042 - Суриков
042
 
043 - Суриков
043
 
044 - Суриков
044
 
045 - Суриков
045
 
046 - Суриков
046
 
047 - Суриков
047
 
048 - Суриков
048
 
049 - Суриков
049
 
049ikov_PerexSuvorCherezAlp - Суриков
049ikov_PerexSuvorCherezAlp
 
050 - Суриков
050
 
051 - Суриков
051
 
052 - Суриков
052
 
053 - Суриков
053
 
054 - Суриков
054
 
055 - Суриков
055
 
056 - Суриков
056
 
057 - Суриков
057
 
058 - Суриков
058
 
059 - Суриков
059
 
060 - Суриков
060
 
061 - Суриков
061
 
062 - Суриков
062
 
063 - Суриков
063
 
064 - Суриков
064
 
065 - Суриков
065
 
066 - Суриков
066
 
067 - Суриков
067
 
068 - Суриков
068
 
069 - Суриков
069
 
070 - Суриков
070
 
071 - Суриков
071
 
072 - Суриков
072
 
073 - Суриков
073
 
074 - Суриков
074
 
075 - Суриков
075
 
076 - Суриков
076
 
077 - Суриков
077
 
078 - Суриков
078
 
079 - Суриков
079
 
080 - Суриков
080
 
081 - Суриков
081
 
082 - Суриков
082
 
083 - Суриков
083
 
084 - Суриков
084
 
085 - Суриков
085
 
086 - Суриков
086
 
087 - Суриков
087
 
088 - Суриков
088
 
089 - Суриков
089
 
090 - Суриков
090
 
091 - Суриков
091
 
092 - Суриков
092
 
093 - Суриков
093
 
094 - Суриков
094
 
095 - Суриков
095
 
096 - Суриков
096
 
097 - Суриков
097
 
098 - Суриков
098
 
099 - Суриков
099
 
100 - Суриков
100
 
101 - Суриков
101
 
102 - Суриков
102
 
103 - Суриков
103
 
104 - Суриков
104
 
105 - Суриков
105
 
106 - Суриков
106
 
107 - Суриков
107
 
108 - Суриков
108
 
109 - Суриков
109
 
110 - Суриков
110
 
111 - Суриков
111
 
112 - Суриков
112
 
113 - Суриков
113
 
114 - Суриков
114
 
115 - Суриков
115
 
116 - Суриков
116
 
117 - Суриков
117
 
118 - Суриков
118
 
119 - Суриков
119
 
120 - Суриков
120
 
121 - Суриков
121
 
122 - Суриков
122
 
123 - Суриков
123
 
124 - Суриков
124
 
125 - Суриков
125
 
126 - Суриков
126
 
127 - Суриков
127
 
128 - Суриков
128
 
129 - Суриков
129
 
130 - Суриков
130
 
131 - Суриков
131
 
132 - Суриков
132
 
133 - Суриков
133
 
134 - Суриков
134
 
135 - Суриков
135
 
136 - Суриков
136
 
137 - Суриков
137
 
138 - Суриков
138
 
139 - Суриков
139
 
140 - Суриков
140
 
141 - Суриков
141
 
142 - Суриков
142
 
143 - Суриков
143
 
144 - Суриков
144
 
145 - Суриков
145
 
146 - Суриков
146
 
147 - Суриков
147
 
148 - Суриков
148
 
149 - Суриков
149
 
150 - Суриков
150
 
151 - Суриков
151
 
152 - Суриков
152
 
153 - Суриков
153
 
154 - Суриков
154
 
155 - Суриков
155
 
156 - Суриков
156
 
157 - Суриков
157
 
158 - Суриков
158
 
159 - Суриков
159
 
160 - Суриков
160
 
161 - Суриков
161
 
162 - Суриков
162
 
163 - Суриков
163
 
164 - Суриков
164
 
165 - Суриков
165
 
166 - Суриков
166
 
167 - Суриков
167
 
168 - Суриков
168
 
169 - Суриков
169
 
170 - Суриков
170
 
266Surikov_ApostolPavelGTG - Суриков
266Surikov_ApostolPavelGTG
 
448Surikov pok sibiri erm - Суриков
448Surikov pok sibiri erm
 
448Surikov utro strel kazni - Суриков
448Surikov utro strel kazni
 
451rikov boyar morozova - Суриков
451rikov boyar morozova
 
Pokorenie sibiri Ermakom - Суриков
Pokorenie sibiri Ermakom
 
VidPamyatPetru1[2] - Суриков
VidPamyatPetru1[2]
 
Vzyatie snezhnogo gorodka - Суриков
Vzyatie snezhnogo gorodka
 
А.И.Суриков в шубе. 1889-1890 - Суриков
А.И.Суриков в шубе. 1889-1890
 
Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком. 1894 - Суриков
Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком. 1894
 
Автопортрет. 1879 - Суриков
Автопортрет. 1879
 
Автопортрет. 1883-1884 - Суриков
Автопортрет. 1883-1884
 
Автопортрет. 1902 - Суриков
Автопортрет. 1902
 
Автопортрет. 1910 - Суриков
Автопортрет. 1910
 
Автопортрет. 1913 - Суриков
Автопортрет. 1913
 
Автопортрет. 1915 - Суриков
Автопортрет. 1915
 
Александр Николаевич Пестунов. 1890 - Суриков
Александр Николаевич Пестунов. 1890
 
Анфиса. 1900-е - Суриков
Анфиса. 1900-е
 
Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. 1875 - Суриков
Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. 1875
 
Берлин. Набережная. 1912 - Суриков
Берлин. Набережная. 1912
 
Богач и Лазарь. 1873 - Суриков
Богач и Лазарь. 1873
 
Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского. 1900 - Суриков
Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского. 1900
 
Боржом. 1899 - Суриков
Боржом. 1899
 
Борьба добрых духов со злыми. 1875 - Суриков
Борьба добрых духов со злыми. 1875
 
Боярыня Морозова. 1881 - Суриков
Боярыня Морозова. 1881
 
Боярыня Морозова. 1884-1885 - Суриков
Боярыня Морозова. 1884-1885
 
Боярыня Морозова. 1885 - Суриков
Боярыня Морозова. 1885
 
Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х588 см - Суриков
Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304х588 см
 
Боярыня Морозова. 1887 - Суриков
Боярыня Морозова. 1887
 
Боярыня Морозова1. 1881-1884 - Суриков
Боярыня Морозова1. 1881-1884
 
Боярыня Морозова1 - Суриков
Боярыня Морозова1
 
Боярыня Морозова2. 1881-1884 - Суриков
Боярыня Морозова2. 1881-1884
 
Боярыня Морозова2 - Суриков
Боярыня Морозова2
 
Боярышня в синей шубке. 1887 - Суриков
Боярышня в синей шубке. 1887
 
Боярышня в фиолетовой душегрее. 1885-1886 - Суриков
Боярышня в фиолетовой душегрее. 1885-1886
 
Боярышня со скрещенными на груди руками - Суриков
Боярышня со скрещенными на груди руками
 
Боярышня. 1886 - Суриков
Боярышня. 1886
 
Букет. 1884 - Суриков
Букет. 1884
 
В лодке - Суриков
В лодке
 
Венеция. Палаццо дожей. 1900 - Суриков
Венеция. Палаццо дожей. 1900
 
Венеция. Собор Св.Марка. 1884 - Суриков
Венеция. Собор Св.Марка. 1884
 
Венеция - Суриков
Венеция
 
Вечер в Петербурге. 1871 - Суриков
Вечер в Петербурге. 1871
 
Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. 156х282 см - Суриков
Взятие снежного городка. 1891. Холст, масло. 156х282 см
 
Взятие снежного городка. 1891 - Суриков
Взятие снежного городка. 1891
 
Вид Красноярска. 1887 - Суриков
Вид Красноярска. 1887
 
Вид Москвы. 1908 - Суриков
Вид Москвы. 1908
 
Вид на Красноярск с сопки. 1890-е - Суриков
Вид на Красноярск с сопки. 1890-е
 
Вид на Кремль зимой. 1876 - Суриков
Вид на Кремль зимой. 1876
 
Вид на Кремль. 1913 - Суриков
Вид на Кремль. 1913
 
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870 - Суриков
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870
 
Второй Вселенский Константинопольский Собор. 1876 - Суриков
Второй Вселенский Константинопольский Собор. 1876
 
Голова боярыни Морозовой1. 1886 - Суриков
Голова боярыни Морозовой1. 1886
 
Голова боярыни Морозовой2. 1886 - Суриков
Голова боярыни Морозовой2. 1886
 
Голова боярышни. 1890 - Суриков
Голова боярышни. 1890
 
Голова девушки - Суриков
Голова девушки
 
Голова женщины в черном платке. 1886 - Суриков
Голова женщины в черном платке. 1886
 
Голова казака. 1891 - Суриков
Голова казака. 1891
 
Голова крестящегося солдата. 1897 - Суриков
Голова крестящегося солдата. 1897
 
Голова Марии. 1913-1914 - Суриков
Голова Марии. 1913-1914
 
Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882 - Суриков
Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 1882
 
Голова монахини - Суриков
Голова монахини
 
Голова смеющейся девушки. 1890 - Суриков
Голова смеющейся девушки. 1890
 
Голова солдата в треуголке. 1898 - Суриков
Голова солдата в треуголке. 1898
 
Голова солдата-барабанщика. 1898 - Суриков
Голова солдата-барабанщика. 1898
 
Голова Суворова. 1898 - Суриков
Голова Суворова. 1898
 
Голова хакаса. 1893 - Суриков
Голова хакаса. 1893
 
Головка девушки. Портрет З.С.Хаминовой. 1908 - Суриков
Головка девушки. Портрет З.С.Хаминовой. 1908
 
Головы татар (старика и молодого). 1893 - Суриков
Головы татар (старика и молодого). 1893
 
Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. 1902 - Суриков
Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер. 1902
 
Горы близ Красноярска. 1909 - Суриков
Горы близ Красноярска. 1909
 
Гребец в лодке. 1912 - Суриков
Гребец в лодке. 1912
 
Девушка в красной кофте. 1892 - Суриков
Девушка в красной кофте. 1892
 
Девушка с косами. Портрет А.А.Добринской. 1910 - Суриков
Девушка с косами. Портрет А.А.Добринской. 1910
 
Деревенская божница. 1880-е - Суриков
Деревенская божница. 1880-е
 
Донской казак Ржидин - Суриков
Донской казак Ржидин
 
Дорога в Хотьково. 1884 - Суриков
Дорога в Хотьково. 1884
 
Енисей у Красноярска. 1909 - Суриков
Енисей у Красноярска. 1909
 
Енисей - Суриков
Енисей
 
Ермак с казаками. 1894 - Суриков
Ермак с казаками. 1894
 
Женские фигуры, странник, юродивый. 1881-1887 - Суриков
Женские фигуры, странник, юродивый. 1881-1887
 
Женский портрет. 1885 - Суриков
Женский портрет. 1885
 
Женский портрет. 1902 - Суриков
Женский портрет. 1902
 
Задумавшийся подросток. 1885 - Суриков
Задумавшийся подросток. 1885
 
Зима в Москве. 1884-1887 - Суриков
Зима в Москве. 1884-1887
 
Зубовский бульвар зимой. 1880-1882 - Суриков
Зубовский бульвар зимой. 1880-1882
 
Зубовский бульвар зимою. 1885-1887 - Суриков
Зубовский бульвар зимою. 1885-1887
 
Изба. 1873 - Суриков
Изба. 1873
 
Изгнание Христом торгующих из храма. 1873 - Суриков
Изгнание Христом торгующих из храма. 1873
 
Иллюминация Москвы. 1882 - Суриков
Иллюминация Москвы. 1882
 
Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей. 1900 - Суриков
Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей. 1900
 
Иртыш. 1892 - Суриков
Иртыш. 1892
 
Искушение Христа. 1872 - Суриков
Искушение Христа. 1872
 
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888 - Суриков
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888
 
Итальянка. 1884 - Суриков
Итальянка. 1884
 
Казак в красной рубахе - Суриков
Казак в красной рубахе
 
Казак Дмитрий Сокол. 1893 - Суриков
Казак Дмитрий Сокол. 1893
 
Казак с ружьем. 1893 - Суриков
Казак с ружьем. 1893
 
Казак с ружьем. 1901 - Суриков
Казак с ружьем. 1901
 
Казак-гребец. 1892 - Суриков
Казак-гребец. 1892
 
Казак. 1893 - Суриков
Казак. 1893
 
Казаки в лодки - Суриков
Казаки в лодки
 
Казаки. 1819 - Суриков
Казаки. 1819
 
Казаки - Суриков
Казаки
 
Киргиз. 1894 - Суриков
Киргиз. 1894
 
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. 1915 - Суриков
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. 1915
 
Колизей. 1884 - Суриков
Колизей. 1884
 
Колизей. 1900 - Суриков
Колизей. 1900
 
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876 - Суриков
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876
 
Коломенское. 1910-е - Суриков
Коломенское. 1910-е
 
Красноярский бунт 1695 года. 1902 - Суриков
Красноярский бунт 1695 года. 1902
 
Крым. Ай-Петри. 1908 - Суриков
Крым. Ай-Петри. 1908
 
Крыши зимой. 1880-е - Суриков
Крыши зимой. 1880-е
 
Лампада. 1881-1882 - Суриков
Лампада. 1881-1882
 
Меншиков в Березове. 1883 - Суриков
Меншиков в Березове. 1883
 
Меншиков в Березове - Суриков
Меншиков в Березове
 
Миланский собор. 1884 - Суриков
Миланский собор. 1884
 
Минусинская степь. 1873 - Суриков
Минусинская степь. 1873
 
Монах. 1900-е - Суриков
Монах. 1900-е
 
Натурщица в старинном русском костюме. 1882 - Суриков
Натурщица в старинном русском костюме. 1882
 
Неаполитанская девушка с цветами в волосах. 1883-1884 - Суриков
Неаполитанская девушка с цветами в волосах. 1883-1884
 
Неаполь. 1884 - Суриков
Неаполь. 1884
 
Неаполь. 1900 - Суриков
Неаполь. 1900
 
Неаполь. Везувий. 1884 - Суриков
Неаполь. Везувий. 1884
 
Неаполь. Набережная. 1884 - Суриков
Неаполь. Набережная. 1884
 
Нерукотворный образ. 1872 - Суриков
Нерукотворный образ. 1872
 
Нищий, стоящий на коленях. Не позднее 1887 - Суриков
Нищий, стоящий на коленях. Не позднее 1887
 
Окрестности Красноярска. 1890-1914 - Суриков
Окрестности Красноярска. 1890-1914
 
Палач. 1891 - Суриков
Палач. 1891
 
Пейзаж с фигурой брата - Суриков
Пейзаж с фигурой брата
 
Первый Вселенский Никейский Собор. 1876 - Суриков
Первый Вселенский Никейский Собор. 1876
 
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899 - Суриков
Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
 
Переход Суворова через Альпы в 1799 году1. 1899 - Суриков
Переход Суворова через Альпы в 1799 году1. 1899
 
Переход Суворова через Альпы в 1799 году2. 1899 - Суриков
Переход Суворова через Альпы в 1799 году2. 1899
 
Переход Суворова через Альпы. 1898 - Суриков
Переход Суворова через Альпы. 1898
 
Перс. 1902 - Суриков
Перс. 1902
 
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872 - Суриков
Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872
 
Пир Валтасара. 1874 - Суриков
Пир Валтасара. 1874
 
Площадь Сан-Фернандо в Севилье. 1910 - Суриков
Площадь Сан-Фернандо в Севилье. 1910
 
Под дождем в дилижансе на Черную речку. 1871 - Суриков
Под дождем в дилижансе на Черную речку. 1871
 
Покорение Сибири Ермаком. 1891 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком. 1891
 
Покорение Сибири Ермаком. 1892 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком. 1892
 
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. 285х599 см - Суриков
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. 285х599 см
 
Покорение Сибири Ермаком1. 1895 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком1. 1895
 
Покорение Сибири Ермаком1. Около 1891 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком1. Около 1891
 
Покорение Сибири Ермаком1 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком1
 
Покорение Сибири Ермаком2. 1895 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком2. 1895
 
Покорение Сибири Ермаком2. Около 1891 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком2. Около 1891
 
Покорение Сибири Ермаком2 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком2
 
Покорение Сибири Ермаком3. Около 1891 - Суриков
Покорение Сибири Ермаком3. Около 1891
 
Помпея. Улица. 1884 - Суриков
Помпея. Улица. 1884
 
Портрет А.А.Добринской. 1911 - Суриков
Портрет А.А.Добринской. 1911
 
Портрет А.В.Суворова. 1907 - Суриков
Портрет А.В.Суворова. 1907
 
Портрет А.И.Емельяновой. 1903 - Суриков
Портрет А.И.Емельяновой. 1903
 
Портрет А.И.Емельяновой. 1909 - Суриков
Портрет А.И.Емельяновой. 1909
 
Портрет А.И.Сурикова. 1887-1890 - Суриков
Портрет А.И.Сурикова. 1887-1890
 
Портрет А.Н.Третьяковой. 1910-е - Суриков
Портрет А.Н.Третьяковой. 1910-е
 
Портрет А.П.Юргенсон. 1908 - Суриков
Портрет А.П.Юргенсон. 1908
 
Портрет А.С.Матвеева в детстве. 1881 - Суриков
Портрет А.С.Матвеева в детстве. 1881
 
Портрет боярышни - Суриков
Портрет боярышни
 
Портрет девочки в красном платье. Не позднее 1896 - Суриков
Портрет девочки в красном платье. Не позднее 1896
 
Портрет доктора А.Д.Езерского. 1910 - Суриков
Портрет доктора А.Д.Езерского. 1910
 
Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее 1888 - Суриков
Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее 1888
 
Портрет Е.В.Суриковой. 1908 - Суриков
Портрет Е.В.Суриковой. 1908
 
Портрет Е.К.Дерягиной. 1879 - Суриков
Портрет Е.К.Дерягиной. 1879
 
Портрет Е.Н.Сабашниковой. 1907 - Суриков
Портрет Е.Н.Сабашниковой. 1907
 
Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888 - Суриков
Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888
 
Портрет И.Е.Крачковского. 1884 - Суриков
Портрет И.Е.Крачковского. 1884
 
Портрет И.С.Остроухова. 1884 - Суриков
Портрет И.С.Остроухова. 1884
 
Портрет К.М.Верхотуровой. 1890 - Суриков
Портрет К.М.Верхотуровой. 1890
 
Портрет княгини П.И.Щербатовой. 1910 - Суриков
Портрет княгини П.И.Щербатовой. 1910
 
Портрет Л.Т.Маториной. Казачка. 1892 - Суриков
Портрет Л.Т.Маториной. Казачка. 1892
 
Портрет М.П.Кончаловского в детстве. 1915 - Суриков
Портрет М.П.Кончаловского в детстве. 1915
 
Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892 - Суриков
Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892
 
Портрет молодой женщины в шубе с муфтой. 1890 - Суриков
Портрет молодой женщины в шубе с муфтой. 1890
 
Портрет молодой женщины. 1911 - Суриков
Портрет молодой женщины. 1911
 
Портрет Н.С.Матвеева. 1881 - Суриков
Портрет Н.С.Матвеева. 1881
 
Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909 - Суриков
Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909
 
Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911 - Суриков
Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911
 
Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888 - Суриков
Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888
 
Портрет О.В.Суриковой. 1880-е - Суриков
Портрет О.В.Суриковой. 1880-е
 
Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург. 1914 - Суриков
Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург. 1914
 
Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника). 1887 - Суриков
Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника). 1887
 
Портрет Т.К.Доможиловой. 1891 - Суриков
Портрет Т.К.Доможиловой. 1891
 
Портрет хакаски. 1909 - Суриков
Портрет хакаски. 1909
 
Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890 - Суриков
Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890
 
Портреты Меншиковых. 1882 - Суриков
Портреты Меншиковых. 1882
 
Посещение царевной женского монастыря. 1912 - Суриков
Посещение царевной женского монастыря. 1912
 
Пугачев. 1911 - Суриков
Пугачев. 1911
 
Разин. 1909 - Суриков
Разин. 1909
 
Река Обь. 1895 - Суриков
Река Обь. 1895
 
Римский карнавал. 1884 - Суриков
Римский карнавал. 1884
 
Рука боярыни Морозовой - Суриков
Рука боярыни Морозовой
 
С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной. 1882 - Суриков
С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной. 1882
 
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872 - Суриков
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872
 
Самовар. 1876 - Суриков
Самовар. 1876
 
Севилья. 1910 - Суриков
Севилья. 1910
 
Севилья. Альказар. 1910 - Суриков
Севилья. Альказар. 1910
 
Севилья. Бой быков. 1910 - Суриков
Севилья. Бой быков. 1910
 
Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской. 1891 - Суриков
Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской. 1891
 
Сибирский пейзаж. Торгошино. 1873 - Суриков
Сибирский пейзаж. Торгошино. 1873
 
Сибирячка. 1909 - Суриков
Сибирячка. 1909
 
Сквер перед Музеем изящных искусств в Москве. 1910-е - Суриков
Сквер перед Музеем изящных искусств в Москве. 1910-е
 
Снежные горы. 1897 - Суриков
Снежные горы. 1897
 
Собор Св.Марка в Венеции. 1900 - Суриков
Собор Св.Марка в Венеции. 1900
 
Собор Святого Петра в Риме. 1884 - Суриков
Собор Святого Петра в Риме. 1884
 
Солдат с барабаном. 1898 - Суриков
Солдат с барабаном. 1898
 
Солдат с ружьем1. 1898 - Суриков
Солдат с ружьем1. 1898
 
Солдат с ружьем2. 1898 - Суриков
Солдат с ружьем2. 1898
 
Солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898 - Суриков
Солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898
 
Солдат. 1898 - Суриков
Солдат. 1898
 
Старик-огородник. 1882 - Суриков
Старик-огородник. 1882
 
Старуха в узорчатом платке. 1886 - Суриков
Старуха в узорчатом платке. 1886
 
Старшая дочь Меншикова. 1882 - Суриков
Старшая дочь Меншикова. 1882
 
Старый Красноярск. 1914 - Суриков
Старый Красноярск. 1914
 
Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898 - Суриков
Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898
 
Степан Разин. 1906 - Суриков
Степан Разин. 1906
 
Степан Разин. 1910 - Суриков
Степан Разин. 1910
 
Степан Разин1. Около 1903 - Суриков
Степан Разин1. Около 1903
 
Степан Разин2. Около 1903 - Суриков
Степан Разин2. Около 1903
 
Странник. 1885 - Суриков
Странник. 1885
 
Странник. 1886 - Суриков
Странник. 1886
 
Странник - Суриков
Странник
 
Стрелец в шапке. 1879 - Суриков
Стрелец в шапке. 1879
 
Стрелец. Около 1880 - Суриков
Стрелец. Около 1880
 
Стреляющий казак. 1890-е - Суриков
Стреляющий казак. 1890-е
 
Стреляющий казак. 1893 - Суриков
Стреляющий казак. 1893
 
Сцена из римского карнавала. 1884 - Суриков
Сцена из римского карнавала. 1884
 
Табун лошадей в Барабинской степи. 1890-е - Суриков
Табун лошадей в Барабинской степи. 1890-е
 
Третий Вселенский Эфесский Собор. 1876 - Суриков
Третий Вселенский Эфесский Собор. 1876
 
Убийство Юлия Цезаря. Около 1875 - Суриков
Убийство Юлия Цезаря. Около 1875
 
Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218х379 см - Суриков
Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218х379 см
 
Утро стрелецкой казни. 1881 - Суриков
Утро стрелецкой казни. 1881
 
Флоренция. 1884 - Суриков
Флоренция. 1884
 
Флоренция. Прогулка (жена и дети художника). 1900 - Суриков
Флоренция. Прогулка (жена и дети художника). 1900
 
Царевна. 1911 - Суриков
Царевна. 1911
 
Церковь в селе Дьякове. 1910-е - Суриков
Церковь в селе Дьякове. 1910-е
 
Церковь. 1910 - Суриков
Церковь. 1910
 
Человек с больной рукой. 1913 - Суриков
Человек с больной рукой. 1913
 
Чернобородый стрелец. 1879 - Суриков
Чернобородый стрелец. 1879
 
Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876 - Суриков
Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876
 
Юродивый, сидящий на земле - Суриков
Юродивый, сидящий на земле
 
Юродивый, сидящий на снегу. 1885 - Суриков
Юродивый, сидящий на снегу. 1885
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev