Энциклопедия русской живописи

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич



Г. В. Сорока родился в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение "Островки"), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.

Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина "Гумно" (1843) уже достаточно профессиональна, а "Кабинет дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" (1844) - одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.

Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.

Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), - "Вид на плотину", "Рыбаки", "Вид на озеро Молдино", "Вид в имении Спасское" (все ок. 1847) - поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в "Островках", - "Вид на озеро Молдино в усадьбе "Островки"", "Часовня в парке" и "Вид в "Островках"" (все конца 1840-х), - напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.

В портретной же живописи Сорока был заметно скован - тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.

Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом дочь.

Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, - Сорока покончил с собой.

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (Картины художника):

Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е, холст, масло, 68х88 см - Сорока (Васильев)
Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е, холст, масло, 68х88 см
 
Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. 1840-е - Сорока (Васильев)
Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. 1840-е
 
Гумно. 1843  - Сорока (Васильев)
Гумно. 1843
 
Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова. 1844.  - Сорока (Васильев)
Кабинет дома в «Островках», имении Н. П. Милюкова. 1844.
 
Портрет Е.Н.Милюковой. 1840-е  - Сорока (Васильев)
Портрет Е.Н.Милюковой. 1840-е
 
Портрет Л.Н.Милюковой. 1840-е - Сорока (Васильев)
Портрет Л.Н.Милюковой. 1840-е
 
Портрет художника А.Г.Венецианова. 1840г  - Сорока (Васильев)
Портрет художника А.Г.Венецианова. 1840г
 
Рыбаки. Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х, холст, масло, 67х102 см - Сорока (Васильев)
Рыбаки. Вид в Спасском. Вторая половина 1840-х, холст, масло, 67х102 см
 
Флигель дома. 1840-е - Сорока (Васильев)
Флигель дома. 1840-е
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev