Энциклопедия русской живописи

Сомов Константин Андреевич

… я прежде всего безумно влюблен в красоту и ей хочу служить; одиночество с немногими и то, что в душе человека вечно и неосязательно, ценю я выше всего. Я индивидуалист, весь мир вертится около моего "я" и мне, в сущности, нет дела до того, что выходит за пределы этого "я" и его узкости.
Сомов К.А.

… прошлое всегда остается для нас, в него влюбленных, и историков нашей собственностью, нашим вдохновением.
Сомов К.А.

Вся соль в том, что к изображению старины в старинных формах он привносит нечто такое, чего не встретишь в старинных литографиях и альбомах.
Бенуа А.Н.

От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления.
С. Эрнст

Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного.
Остроумова-Лебедева А.

Сомов до сих пор единственный, кто удостоен в немецкой литературе специальной монографии, о ком дают большие статьи ведущие западноевропейские художественные журналы, чьи иллюстрации, рисунки к обложкам, да и виньетки ищут и дорого ценят немецкие издатели.
Павел Давидович Эттингер, критик и коллекционер

Сомов Константин Андреевич (1869-1939)

Одной из интереснейших фигур в русском искусстве конца XIX - начала XX века был Константин Андреевич Сомов.
Сомов родился в 1869 году в Петербурге, в семье, все члены которой были причастны к искусству. Отец, Андрей Иванович Сомов, много лет работал хранителем коллекций Эрмитажа, занимался исследованием творчества Брюллова и Федотова, коллекционировал у себя дома картины и рисунки старых мастеров. Мать Сомова была хорошей музыкантшей. Мальчик занимается музыкой, поет, рисует, увлекается театром.
В 1889 году он поступает в Академию художеств и учится в ней до 1897 года. Первые пять лет сам он считает потерянными. После преобразования Академии в 1894 году, Сомов попадает в мастерскую Репина. Годы, проведенные в мастерской Репина, Сомов считает для себя очень полезными, хотя со временем начинает относиться к своему учителю и критически.
Русская художественная школа того периода находилась на распутье. Ниспровергнув одряхлевшие нормы классицизма, академическую муштру, преподаватели-передвижники работали по вдохновению, по интуиции, и фактически уже исчерпали себя к началу XX века.
Лучшие из учеников видят недостатки школы и ищут выхода в индивидуальных поисках или едут учиться за границу. Так было и с Сомовым.
Его академические работы отличаются упрямой независимостью и своеобразием. Эскиз "Около пруда", известен сейчас под названием "Дама у пруда" - одна из первых ретроспективных работ Сомова. Незаконченная и несовершенная "Людмила в саду Черномора" и сейчас поражает своеобразием пластического решения, настоящей фантасмагорией форм, красок, фактур. Обе картины говорят о своеобразии и творческой зрелости искусства Сомова. Обе ведут к колыбели "Мира искусства", к кружку Александра Бенуа, с которым молодой художник сближается в 1892 году, хотя многих его членов знает еще по частной гимназии К. Мая. Этот кружок, а не Академия формирует мироощущение художника, его взгляды на искусство.
В 1897 году он покидает, не закончив, Академию художеств и едет в Париж. Там занимается в частных студиях, работает над натурой без преподавателей, но, главное, изучает музеи и памятники архитектуры в тесном контакте с А. Бенуа, Л. Бакстом, Е. Лансере, А. Остроумовой и некоторыми другими.
В 1898 году - а это первый год существования журнала "Мир искусства" - появляется первая статья о творчестве Сомова. Она написана Александром Бенуа и удивительна почти исчерпывающей полнотой анализа. Между тем речь в ней идет о художнике, который только начал работать самостоятельно.
Бенуа указывает на влияние английской и немецкой графики (Бердслей, Кондер, Гейне). В действительности круг воздействий, которые испытал художник, шире, он охватывает как современное, так и старое искусство, включая сюда французскую живопись XVIII века с ее тонкой грацией (Ватто, Ларжильер), малых голландцев, влюбленных в мелочи быта, русское искусство первой половины XIX века, Федотова с его поэтизацией и гротеском, венециановскую школу с ее уютными интерьерами, отчасти импрессионизм в таких его проявлениях, как искусство Дега.
Сомов рано формируется именно как художник "Мира искусства". Уже в Академии художеств определяется его особое пристрастие к некоторым жанрам, излюбленным всеми мастерами этого круга, которое сохранится на всю жизнь: пейзаж, интерьер, портрет, ретроспективная картина, оформление книги. И через все жанры пройдет и любовь к прошлому.
Первые опыты Сомова в искусстве словно бы подхватывают поиски усложнения видения натуры, начатые в середине 80-х годов молодыми тогда художниками - Левитаном, Серовым, К. Коровиным. Их сближает интерес к свету, воздуху, пространству, словом, к пленэру.
Пейзаж и пейзажные элементы - свет, воздух, пространство - приобретают особую значимость уже в раннем творчестве. Это примета искусства его времени. Пейзаж присутствует как важный компонент во всех жанрах.
В "Весеннем пейзаже" нет ничего, кроме совсем юного деревца - прутика с едва проклюнувшимися листьями,- но это одна из самых поэтических работ Сомова, в ней сконцентрированы робость ранней весны, удивление перед скромным чудом вновь расцветающей природы.
Мотивы сомовских пейзажей - парки и сады, огороды, луга, опушки леса, "дачная" природа, место отдыха горожанина. И есть в любви художника к ней разнеженность горожанина, вырвавшегося из душного, грохочущего города.
В начале 900-х годов появляется целый ряд пейзажей, вызывающих аналогии с работами "Союза русских художников". Здесь уместно вспомнить, что в 1903 году "Мир искусства" перестает существовать как выставочное объединение и художники-петербуржцы сливаются с москвичами в единый "Союз русских художников", представление о котором связывается сейчас с именами Жуковского, Виноградова, Архипова и других московских живописцев, тяготеющих к импрессионизму.
Один из самых лучших пейзажей этого времени - "Вечерние тени". Сомов начал над ним работать в 1900 году, а кончил в 1917-м. В нем есть характерная для многих пейзажных работ художника композиционная завершенность. Точка зрения сверху вниз, излюбленная Сомовым, здесь дает возможность ощутить обширность луга, замкнутого с нескольких сторон кустами.
Тема радуги, так же как тема костра и фейерверка,- одна из ведущих в искусстве Сомова. Почти так же часто, как радугу, Сомов пишет таинственные сумерки с их контрастами света и тьмы.
"Пейзажное" решение свойственно одному из ведущих у Сомова жанров - интерьеру. Главной во многих из них становится проблема света, воздуха, пространства.
Интерьеры часто строятся на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного второго - солнечного, зеленого пейзажа за окном или дверью. И в таких интерьерах Сомов любит бытовые детали - интимные, старые вещи, мебель, детские игрушки.
Иногда вещи господствуют. Это превращает интерьер в натюрморт, чаще всего говорящий о любви художника к предметам редким, антикварным, хранящим в себе мирную прелесть старого уклада.
Пейзаж и интерьер - излюбленный Сомовым фон для ретроспекций и портретов. Все эти жанры взаимно проникают друг в друга, переплетаются.
Сомов вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр. Ранние портреты художника вызывают аналогии с типом пленэрного портрета, появившегося в русском искусстве в середине 80-х годов XIX века.
Художник создает новый тип портрета - ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков. Таков, например, портрет Анны Карловны Бенуа, жены художника А. Бенуа, в платье начала XIX века (1896). Портрет художницы Е. Мартыновой - "Дамы в голубом" - это бесспорная удача, вершина его творчества. "Дама в голубом" трагически одухотворена, устала, надломлена. Она больна, и художник поэтизирует ее одиночество, болезнь. В "Даме в голубом" воплощается эстетическое кредо раннего "Мира искусства" - требование, чтобы основным объектом искусства стала личность художника. Портрет становится поэтической метафорой, вмещающей в себя неудовлетворенность действительностью, мечту о прекрасном - то, что было свойственно значительной части русского общества рубежа веков. Портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой не получил столь широкого признания, как "Дама в голубом". Но по своим пластическим качествам, по зрелости и совершенству мастерства он лучший из сомовских живописных портретов.
В начале второго десятилетия двадцатого века Сомов пишет несколько заказных портретов дам, принадлежащих к верхушке буржуазии и чиновничества (в 1911 г.- Е. П. Носову и Г. Л. Гиршман, в 1913 г. - М. Я. Карпову, в 1914г. - Е. П. Олив), вдохновляясь при этом искусством старых мастеров парадного портрета. В некоторых из портретных композиций он использует овальный формат, любимый искусством XVIII века, но возродить парадный портрет ему не удается.
Обширный раздел творчества Сомова составляют портреты, выполненные карандашом, часто с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами.
Сомов часто обращается к автопортрету. Он относится к себе с холодной пытливостью, как к постороннему. Почти во всех автопортретах есть налет "дендизма". Он проявляется как в облике Сомова, изысканности его одежды, так и в щегольстве графической манеры, колорита произведения.
В 1900 - 1910 годах Сомов выполняет серию графических портретов представителей русской интеллигенции. Он рисует поэтов Вячеслава Иванова (1906), Александра Блока (1907), Михаила Кузмина (1909), художников Евгения Лансере (1907), Мстислава Добужинского (1910), писателя Федора Соллогуба и других.
Ряд портретов этой серии отличается определенным стилистическим единством (Блока, Лансере, Добужинского). Они соединяют в себе холод отвлеченности, идеальности с живым физиономическим и психологическим своеобразием, условность с иллюзорностью, обобщенность с детализацией.
Карандашные портреты - это только одна из многих областей творчества Сомова, в которых проявилось его мастерство графика.
Понятие "графика" в русском искусстве конца XIX века возникает в связи с оформлением книги. Искусство оформления и иллюстрирования книги в этот период начинает возрождаться после долгого застоя, и самое активное участие в этом процессе принимают художники "Мира искусства". Их усилиями создается книга как цельный организм, в котором рисунки, так же как и другие элементы - шрифт, формат страницы, обрез, фактура и цвет бумаги,- находятся в соподчинении.
Первые опыты художника в области оформления книги были связаны с работой над созданием журнала "Мир искусства". Для этого журнала, а позже для "Художественных сокровищ России" и других периодических изданий, Сомов рисует обложки, фронтисписы, заставки, концовки.
Его капитальная работа в этой области - оформление и иллюстрирование "Книги маркизы" Ф. фон Блей. Сомов выполняет ее по заказу Мюнхенского издательства и возвращается к ней несколько раз, не удовлетворенный первым изданием. Виньетки, заставки, словом, элементы книжного украшения к "Книге маркизы" изящны, остроумны. Сомов использует в них излюбленный XVIII веком черно-белый силуэт, стилизованные "китайские" мотивы для рамок, украшающих текст, и характерный для его собственной графики линейный рисунок, иногда прописанный акварелью. Иллюстрации к "Книге маркизы" - это часто самодовлеющие композиции, напоминающие произведения станковой графики своей завершенностью, "досказанностью" и царящей в них "сомовской" атмосферой.
На тему "Графа Нулина" Пушкина Сомов делает несколько рисунков, в которых много "сомовского" и мало пушкинского.
В русском искусстве своего времени Сомов - основоположник "чистой" графики, то есть мастерства контурной линии, обобщающей и отвлеченной, декоративно-выразительной, обыгрывающей плоскость листа.
Удивительным по своей причудливости хитросплетением линий являются многие книжные украшения Сомова. Предлогом для рождения орнамента часто служат украшения старинного дамского туалета - веера, страусовые перья, ожерелья, цветы и тому подобное. Капризность, вычурность, изнеженность форм сближают сомовскую графику малых форм со "стилем модерн".
Часто Сомов, как и другие графики "Мира искусства", использует черно-белый силуэт. Но так же часто линейный рисунок он соединяет с цветом, подкрашивая его акварелью, гуашью или цветными карандашами.
Работая над обложками, фронтисписами, титульными листами (самые известные из них -обложка для книги стихов Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", 1907; фронтиспис книги стихов В. И. Иванова "COR ARDENS", 1907; титульный лист книги "Театр", 1907), Сомов, как правило, концентрирует смысл книги в рисунке, являющемся образным эквивалентом идеи.
Нельзя не восхищаться также "малыми формами" сомовской графики - миниатюрами, экслибрисами, виньетками для театральных программ. Он выполняет также эскизы для табакерок, шкатулок, вееров, ювелирных украшений, вышивок. Как все художники его круга, он не гнушается прикладным искусством, тем самым внося свою лепту в дело возвращения искусства из музеев в жизнь, в быт. Именно в отрыве искусства от быта "мирискусники" видели причину его упадка.
В "малых формах" Сомов - "великий бог деталей"!
Сомов - мастер орнамента, изощренного по формам и краскам, ювелирность которых он усиливает, вводя в них золото и серебро.
Большинство графических работ Сомова сюжетны. Многие из них имеют ретроспективную окраску.
Сомов обращается к ретроспективному жанру очень рано, еще в Академии художеств.
Во многих ретроспекциях второй половины 90-х годов восхищение художника прелестью природы так велико, что именно оно и является их содержанием. Таковы сизые от тумана "Сумерки в старом парке" или уютные "Конфиденции", где, насладившись своеобразием каждого дерева и куста, неповторимостью их цвета, формы, фактуры, Сомов сливает всех их в стройный хор, славящий жизнь. Близки к "Конфиденциям" по характеру решения более поздние "Купальщицы", одно из самых свежих, счастливых по мироощущению полотен Сомова.
Велика роль пейзажа и в картине "Семейное счастье. На даче". Сомов наслаждается здесь изысканными гармониями цвета, обогащенного игрой фактур - сопоставлением глади площадки, ряби кустарников, шероховатости крыши. Подробнее, чем в других работах, он разрабатывает сюжет.
Противопоставление прекрасной природы суетному и жалкому человеческому быту характерно для творчества многих художников "Мира искусства". В картинах из цикла "Влюбленные" Сомов часто пользуется приемом контраста поэтически одухотворенного пейзажа и чувственности людей.
Одновременно с ретроспекциями, где природа - главный источник настроения, возникают другие. В них человеческие фигуры претендуют на первенство, а пейзаж либо отсутствует, либо становится фоном, декорацией, рамкой, приобретает часто черты условности, декоративности, фантастичности.
Сомов часто обращается к гротеску, особенно в ретроспекциях, где преобладают человеческие фигуры.
Стилистически завершенной предстает сомовская "реальность" в картине "Вечер" (1902). Все здесь отвечает единому стройному и церемонному ритму: повторы аркад, чередование уходящих вдаль плоскостей боскетов, замедленные, словно ритуальные, движения дам. Даже природа здесь - произведение искусства, несущее черты стиля, навеянного XVIII веком. Но прежде всего это "сомовский" мир, зачарованный, странно статичный мир золотого неба и позолоченных скульптур, где человек, природа и искусство пребывают в гармоническом единстве.
Современники восприняли "Вечер" как противопоставление действительности. Ретроспекции Сомова часто имеют оттенок фантастически-вымышленный, фантазии почти всегда имеют оттенок ретроспективный.
Сюжетом многих сомовских ретроспекций становится дама, похожая на героиню "Волшебства", с таким же странно некрасивым лицом (антитеза салонной миловидности женского типа?). Она всегда кокетлива, томно-жеманна или нервно-экзальтирована, часто позирует в старинном кресле, играет веером, завязывает шарф, гладит любимую собаку, читает любовное письмо, предается чувственной полудремоте.
"Эхо прошедшего времени" - называется одна из самых значительных работ этого жанра. Здесь, как и в портрете "Дамы в голубом", художник соединяет реальное и фантастическое, прошлое и современное, романтическое и бытовое. Но на сей раз героиня более условна по манере выполнения. Она кажется тенью прошлого, посетившей старинный дом, где некогда обитала. Зато интерьер в картине жизненно убедителен. К числу лучших сомовских "дам" относятся еще "Спящая женщина в синем платье" и "Дама в розовом платье".
Вымышленные портреты дам, как и все жанры в творчестве Сомова, претерпевают эволюцию. Поздние "дамы" заметно хорошеют, но утрачивают загадочную притягательность ранних дурнушек, заключавшуюся в напряженности их внутренней жизни.
Эротика - один из важных компонентов искусства Сомова. В любви он видит основу жизни, основу искусства. Художник часто касается самых интимных сторон человеческой жизни. В этом знамение времени: искусству все позволено.
В изображении влюбленных художник также прибегает к гротеску, но это уже не способ изживания будней в быте, а, скорее, средство деромантизации. Гротесково изломанные фигуры влюбленных, утрированно бессмысленные лица несут на себе печать иронии.
Кризисность мироощущения Сомова обостряется в период после поражения революции 1905 года. Картины из цикла "Фейерверки" становятся словно квинтэссенцией жизни общества, доживающего последние дни. Сознание обреченности придает особую остроту ощущениям, и действительность становится праздником, полным чувственных соблазнов, манящих красок. В нервном изломе поз, движений - неотступность мысли о гибели, конце.
Сам выбор темы маскарада современники понимали как способ показать мнимость праздничной личины жизни, скрывающей ее истинный грозный лик. Той же цели служили темы театра и "балаганчика". Они широко использовались в изобразительном искусстве, поэзии, драматургии.
Пленэрность ранних работ в произведениях этого времени часто сменяется театральной условностью освещения. Старинные парки окрашиваются огнями фейерверков в фантастические голубые, розовые и фиолетовые тона, сообщающие миру музыкальную зыбкость и таинственность.
Героями "Фейерверков" Сомов избирает персонажей итальянской комедии масок, любимых искусством конца XIX - начала XX века: ловкого и удачливого Арлекина, бледного, безвольного неудачника Пьеро, легкомысленную Коломбину. Любовная комедия, которую они разыгрывают,- намек на неизменность и повторяемость человеческих страстей.
В безукоризненности мастерства, виртуозности выполнения ретроспекций 1910-х годов начинает ощущаться предвестие творческого тупика. Сомов повторяет одни и те же композиционные приемы и светоцветовые эффекты. Так, например, в ряде картин из серии "Фейерверки" ("Арлекин и дама", 1910; "Пьеро и дама", 1910; "Арлекин и дама", 1912) художник варьирует один и тот же тип композиции-дерево-кулиса на первом плане, около нее крупным планом освещенные огнем фейерверка фигуры героев, просвет в глубину, где в сложном чередовании света и тени двигаются маленькие фигурки ряженых кавалеров и дам.
Во втором десятилетии века ретроспективная живопись Сомова переживает кризис. Она становится сухой и жесткой, пестрой и слащавой.
Все реже удачи. Одна из них "Зима. Каток" (1915). Алый и изумрудный - краски, которые в "Вечере" звучали так гармонично в зеленом полумраке парка,- теперь открыты, обнажены, в них есть нечто резкое и будоражащее. В картине больше повествования, чем в ранних ретроспекциях.
Но то, что так легко давалось Сомову в пейзажах с натуры, теперь ускользает. Безыскусственность оборачивается претенциозностью. Назойливой и нарочитой становится идилличность "Радуг", "Летних утр", "Свиданий", "Купальщиц".
"Летнее утро" 1920 года звучностью красок, бодростью чувства близко к послереволюционным работам Кустодиева и Петрова-Водкина. Но в отличие от этих художников Сомов не сумел себя найти в новой жизни. В 1924 году он покинул Советский Союз, чтобы больше не вернуться. Оставшиеся до смерти пятнадцать лет он жил и работал в Париже.
Сомов умирает в 1939 году в нищете и безвестности.
Он стал в искусстве выразителем одного только исторического периода - "конца века", времени крушения в области общественной жизни, философии, искусства старых идеалов, отсутствия новых и порожденных этим настроений уныния, отчаяния, напряженных поисков прекрасного идеала.

Русский художник, представитель русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 18 (30) ноября 1869 в семье известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа. В 1888-1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е.Репина. В 1897-1899 посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси; в этот период познакомился с А.Н.Бенуа и рядом других "мирискусников". Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Был членом объединения "Мир искусства".

Как живописец получил известность портретами, но в первую очередь жанровыми сценками, воскрешающими жеманный мир придворных балов и маскарадов "галантного" 18 столетия ("Дама в голубом платье".1897-1900; "Вечер", 1900-1902; "Зима. Каток", 1915). Современный взгляд сочетается здесь с ретроспекциями былого романтически-причудливо. Внутренне-ирреальны, подобно некоему натурному видению, даже и вполне повседневные, а не исторические пейзажи мастера ("Радуга", 1908). Напротив, сугубо реальны - своей интеллектуальной энергией - созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты А.А.Блока, М.В.Добужинского, М.А.Кузмина, Е.Е.Лансере, Ф.К.Сологуба, 1907-1910), по праву считающиеся предельно объективными.
Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вклад в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны "Граф Нулин" А.С.Пушкина (1899), "Невский проспект" и "Портрет" Н.В.Гоголя (1901), "Книга маркизы" Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном "эротическом варианте" в 1918). Создавал также изысканно-"рокайльные" эскизы фарфоровых статуэток ("Дама, снимающая маску", 1906; и др.).
Выехав в 1923 в командировку в Нью-Йорк, художник в 1925 обосновался во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы "Манон Леско" А.Прево (1926) и "Дафнис и Хлоя" Лонга (1930).
Умер Сомов в Париже 6 мая 1939.



ТЕМЫ И СЕРИИ

- Пейзаж
- Портрет
- Графические портреты современников
- "Ретроспективный" портрет
- Интерьер
- Арлекинада
- Мир прогулок и фейерверков
- "Сомовская дама"
- "Галантный" жанр
- Маскарад
- Книжная графика
- "Книга маркизы"
- "Влюбленные"
- "Эротизм" сюжета
- "Пасторальный" жанр
- Купальщицы
- Радуга
- Натюрморт в жанре
- "Зеркальное" отражение
- Ювелирный орнамент
- Фарфор
- Театр



МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Частное собрание
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Музей Ашмолеан, Оксфорд
Одесский худ. музей
Музей А.С.Пушкина, Москва
Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
Нац. галерея Армении, Ереван
Нижегородский гос. худ. музей
Саратовский худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Музей Гос. фарфорового завода им. М.В.Ломоносова
Горловский худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Днепропетровский худ. музей
Кемеровский обл. музей из. ис-ва, Новокузнецк
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Костромской гос. объединенный худ. музей
Музей Института русской литературы
Пермская худ. галерея
Приморский кр-вой музей, Владивосток
Псковский музей-заповедник
Рязанский обл. худ. музей
Ярославский худ. музей


Отец художника, А. И. Сомов, много лет состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А. Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова изображены сестра и мать за мольбертами.

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался зачисленным в мастерскую И. Е. Репина.

Здесь он создал две свои картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность - то, что впоследствии определяло манеру художника.

В 1897 г., не окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства. Одновременно с ним в Париже учились и работали А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова и другие "мирискусники".

Особенно сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер), "малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.

Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896) и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др.

Помимо портретной графики Сомов работал и в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы - шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были составлять единое целое.
Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918), используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. "Мирискуснические" черты - ретроспективизм и интерес к мистификациям - прослеживаются и в иллюстрациях к повестям Н. В. Гоголя "Портрет" и "Невский проспект". Лейтмотивом обложек книг, оформленных Сомовым, всегда была концентрация замысла произведения. Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника.

Все творчество Сомова пронизывает интерес к пейзажу, будь то портрет, жанровая сцена или интерьер с видом из окна. Его ранние работы - "Сумерки в старом парке", "Конфиденции" (обе 1897), "Поэты" (1898), "Купальщицы" (1899) и др. - отмечены гармонией цвета и игрой фактуры, передающими идиллически-задумчивый, одухотворенный образ природы. Стилизованные пейзажные мотивы с ретроспективным оттенком XVIII в. прослеживаются в таких картинах, как "Вечер" (1902), где ритм повторяющихся аркад и боскетов гармонично сочетается с плавными движениями дам в причудливых туалетах. Чарующий неподвижный пейзаж, плоскост-ный и декоративный, характерен и для картины "Волшебство" (1920) с ее томной и жеманной героиней. Любование и гротеск сопровождают настроение многих ретроспекций Сомова. Таковы картины "Эхо прошедшего времени" (1903), "Арлекин и смерть" (1907), "Осмеянный поцелуй" (1908), "Зима. Каток" (1915).

Помимо живописи и графики художник много и успешно работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: "Граф Нулин" (1899), "Влюбленные" (1905)и др. Экспонируя свои произведения на выставках "Мира искусства", СРХ, персональной выставке 1903 г. в Петербурге, на берлинском "Сецессионе" и парижском Осеннем Салоне 1906 г., Сомов приобрел широкую известность. Февральскую революцию 1917 г. художник встретил с радостью, Октябрьскую - сдержанно, но лояльно. И хотя на его антикварную коллекцию была дана охранная грамота, а сам он пережил разруху, довольствуясь продовольственными карточками, работать по-прежнему Сомов уже не мог. Заказов не было, продавать свои картины случайным людям, скупающим их для спекуляции, было для него неприемлемо, поэтому, когда художнику предложили выехать в качестве уполномоченного от петроградцев с Русской выставкой в США, он охотно согласился.

В начале декабря 1923 г. устроители выставки покинули Россию. Сомов тогда даже не предполагал, что больше не вернется на родину. Однако, оказавшись в Нью-Йорке, затем в Париже, вновь в Нью-Йорке и других городах, он был поглощен насыщенной и разнообразной художественной жизнью, встречами с друзьями и единомышленниками. Постепенно втянувшись в круг русской эмиграции, Сомов навсегда остался во Франции. Последние годы жизни художник был тяжело болен, с трудом ходил, но и тогда продолжал интенсивно работать.

Сомов Константин Андреевич (Картины художника):

somov_a_youth_on_his_knees_in_front_of_a_lady_1916 - Сомов
somov_a_youth_on_his_knees_in_front_of_a_lady_1916
 
somov_courtesans_1903 - Сомов
somov_courtesans_1903
 
somov_cover_of_balmont
somov_cover_of_balmont's_collected_poems_1907
 
somov_harlequin_and_lady_1912 - Сомов
somov_harlequin_and_lady_1912
 
somov_in_the_bosquet_1898-9 - Сомов
somov_in_the_bosquet_1898-9
 
somov_l
somov_l'echo_du_temps_passe_1903
 
somov_lady_in_blue_(the_artist_yelizaveta_martynova)_1897-1900 - Сомов
somov_lady_in_blue_(the_artist_yelizaveta_martynova)_1897-1900
 
somov_portrait_of_a_lady_1905 - Сомов
somov_portrait_of_a_lady_1905
 
somov_rainbow_1915 - Сомов
somov_rainbow_1915
 
somov_sorcery_1898 - Сомов
somov_sorcery_1898
 
somov_the_poet_alexander_blok_1907 - Сомов
somov_the_poet_alexander_blok_1907
 
somov_the_ridiculed_kiss_1908 - Сомов
somov_the_ridiculed_kiss_1908
 
somov_winter,_skating_rink_1915 - Сомов
somov_winter,_skating_rink_1915
 
somov_young_woman_asleep_1909 - Сомов
somov_young_woman_asleep_1909
 
somov_young_woman_asleep_1922 - Сомов
somov_young_woman_asleep_1922
 
Август. 1885 - Сомов
Август. 1885
 
Автопортрет в зеркале. 1928 - Сомов
Автопортрет в зеркале. 1928
 
Автопортрет в зеркале. 1934 - Сомов
Автопортрет в зеркале. 1934
 
Автопортрет. 1898 - Сомов
Автопортрет. 1898
 
Автопортрет. 1902 - Сомов
Автопортрет. 1902
 
Автопортрет. 1909 - Сомов
Автопортрет. 1909
 
Автопортрет. 1928 - Сомов
Автопортрет. 1928
 
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912 - Сомов
Арлекин и дама (Фейерверк). 1912
 
Арлекин и дама. 1912 - Сомов
Арлекин и дама. 1912
 
Арлекин и дама. 1921 - Сомов
Арлекин и дама. 1921
 
Арлекин и смерть. 1907 - Сомов
Арлекин и смерть. 1907
 
Афиша Выставка русских и финляндских художников 1898. 1897 - Сомов
Афиша Выставка русских и финляндских художников 1898. 1897
 
Белая ночь. Сергиево. 1897 - Сомов
Белая ночь. Сергиево. 1897
 
Боскет. 1901 - Сомов
Боскет. 1901
 
В боскете. 1898-1899 - Сомов
В боскете. 1898-1899
 
В Версальском парке. 1894 - Сомов
В Версальском парке. 1894
 
В Версальском парке. 1897 - Сомов
В Версальском парке. 1897
 
В детской. 1898 - Сомов
В детской. 1898
 
В лесу. 1914 - Сомов
В лесу. 1914
 
Версальский парк осенью. 1898 - Сомов
Версальский парк осенью. 1898
 
Весенний пейзаж. 1910 - Сомов
Весенний пейзаж. 1910
 
Весна. 1905 - Сомов
Весна. 1905
 
Вечер. 1900-1902 - Сомов
Вечер. 1900-1902
 
Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917 - Сомов
Вечерние тени. Силламяги. 1900-1917
 
Вечерний пейзаж. 1902 - Сомов
Вечерний пейзаж. 1902
 
Вечерняя прогулка верхом. 1897 - Сомов
Вечерняя прогулка верхом. 1897
 
Влюбленные. 1920 - Сомов
Влюбленные. 1920
 
Влюбленные. Вечер. 1910 - Сомов
Влюбленные. Вечер. 1910
 
Влюбленные1. 1905 - Сомов
Влюбленные1. 1905
 
Влюбленные2. 1905 - Сомов
Влюбленные2. 1905
 
Влюбленный (На камне). 1905-1906 - Сомов
Влюбленный (На камне). 1905-1906
 
Влюбленный Арлекин. 1912 - Сомов
Влюбленный Арлекин. 1912
 
Волшебница. 1915 - Сомов
Волшебница. 1915
 
Волшебный сад (Ночное видение). 1914 - Сомов
Волшебный сад (Ночное видение). 1914
 
Волшебство. 1902 - Сомов
Волшебство. 1902
 
Воскресенье. 1904 - Сомов
Воскресенье. 1904
 
Гёте, муза и Амур. 1906 - Сомов
Гёте, муза и Амур. 1906
 
Галантная сцена (В саду). 1918 - Сомов
Галантная сцена (В саду). 1918
 
Голова девушки (Е.Е.Владимирская). 1908 - Сомов
Голова девушки (Е.Е.Владимирская). 1908
 
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900 - Сомов
Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой). 1897-1900
 
Дама в розовом. 1903 - Сомов
Дама в розовом. 1903
 
Дама за письменным столом (Анонимное письмо). 1904 - Сомов
Дама за письменным столом (Анонимное письмо). 1904
 
Дама с весенним пейзажем. 1897 - Сомов
Дама с весенним пейзажем. 1897
 
Дама с собачкой, отдыхающая на лужайке - Сомов
Дама с собачкой, отдыхающая на лужайке
 
Дама с собачкой. 1903 - Сомов
Дама с собачкой. 1903
 
Дама с собачкой. 1906 - Сомов
Дама с собачкой. 1906
 
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898 - Сомов
Дама у зеркала (Портрет В.В.Цемировой). 1898
 
Дама у пруда. 1896 - Сомов
Дама у пруда. 1896
 
Дама, снимающая маску. 1906 - Сомов
Дама, снимающая маску. 1906
 
Дама. 1902 - Сомов
Дама. 1902
 
Две дамы в парке. 1919 - Сомов
Две дамы в парке. 1919
 
Две дамы на террасе. 1896 - Сомов
Две дамы на террасе. 1896
 
Две маски (Пара накануне карнавала). 1930 - Сомов
Две маски (Пара накануне карнавала). 1930
 
Девочка Оля1. 1896 - Сомов
Девочка Оля1. 1896
 
Девочка Оля2. 1896 - Сомов
Девочка Оля2. 1896
 
Девушка на солнце. 1930 - Сомов
Девушка на солнце. 1930
 
Девушка с грибами под радугой. 1922 - Сомов
Девушка с грибами под радугой. 1922
 
Дерево в поле. 1897 - Сомов
Дерево в поле. 1897
 
Дорога в Секерино. 1893 - Сомов
Дорога в Секерино. 1893
 
Дорога на даче. 1896 - Сомов
Дорога на даче. 1896
 
Дремлющая дама в черном платье. 1909 - Сомов
Дремлющая дама в черном платье. 1909
 
Жадная обезьянка. 1929 - Сомов
Жадная обезьянка. 1929
 
Женский портрет и наброски рук. 1902 - Сомов
Женский портрет и наброски рук. 1902
 
Заросший пруд. 1899 - Сомов
Заросший пруд. 1899
 
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913 - Сомов
Заснувшая на траве молодая женщина. 1913
 
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902 - Сомов
Зеленый склон за дорогой. Мартышкино. 1902
 
Зима. 1905 - Сомов
Зима. 1905
 
Зима. Каток. 1915 - Сомов
Зима. Каток. 1915
 
Идиллия. 1905 - Сомов
Идиллия. 1905
 
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя1. 1930 - Сомов
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя1. 1930
 
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930 - Сомов
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя2. 1930
 
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя3. 1930 - Сомов
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя3. 1930
 
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930 - Сомов
Иллюстрация к роману Лонга Дафнис и Хлоя4. 1930
 
Интерьер на даче Павловых. 1899 - Сомов
Интерьер на даче Павловых. 1899
 
Интерьер. Вторая половина 1890-х - Сомов
Интерьер. Вторая половина 1890-х
 
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934 - Сомов
Интимные отражения в зеркале на туалетном столике. 1934
 
Итальянская комедия1. 1914 - Сомов
Итальянская комедия1. 1914
 
Итальянская комедия2. 1914 - Сомов
Итальянская комедия2. 1914
 
Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903 - Сомов
Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903
 
Книга маркизы. Иллюстрация1. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация1. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация2. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация2. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация3. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация3. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация4. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация4. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация5. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация5. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация6. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация6. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация7. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация7. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация8. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация8. 1918
 
Книга маркизы. Иллюстрация9. 1918 - Сомов
Книга маркизы. Иллюстрация9. 1918
 
Конфиденции. 1897 - Сомов
Конфиденции. 1897
 
Концерт. 1900 - Сомов
Концерт. 1900
 
Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е - Сомов
Копия портрета Симонетты Веспуччи работы Пьеро ди Козимо (1642-1521). 1930-е
 
Купальщицы на солнце. 1930 - Сомов
Купальщицы на солнце. 1930
 
Купальщицы. 1899 - Сомов
Купальщицы. 1899
 
Купание. 1904 - Сомов
Купание. 1904
 
Куртизанки. 1903 - Сомов
Куртизанки. 1903
 
Лес. 1900 - Сомов
Лес. 1900
 
Летнее утро. 1920 - Сомов
Летнее утро. 1920
 
Летнее утро. 1932 - Сомов
Летнее утро. 1932
 
Летние сумерки. Пруд. 1897 - Сомов
Летние сумерки. Пруд. 1897
 
Летний пейзаж. 1900 - Сомов
Летний пейзаж. 1900
 
Лето. 1904 - Сомов
Лето. 1904
 
Лето. 1919 - Сомов
Лето. 1919
 
Летом. 1921 - Сомов
Летом. 1921
 
Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897 - Сомов
Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила. 1897
 
Мартышкино - Сомов
Мартышкино
 
Маскарад. 1930-е - Сомов
Маскарад. 1930-е
 
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912 - Сомов
Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912
 
На балконе. 1901 - Сомов
На балконе. 1901
 
На траве. 1919 - Сомов
На траве. 1919
 
Наброски костюма Коломбины для Анны Павловой. 1909 - Сомов
Наброски костюма Коломбины для Анны Павловой. 1909
 
Наталья Павловна и граф Нулин. 1899 - Сомов
Наталья Павловна и граф Нулин. 1899
 
Наталья Павловна. 1899 - Сомов
Наталья Павловна. 1899
 
Натурщица. 1903 - Сомов
Натурщица. 1903
 
Натурщицы1. 1899 - Сомов
Натурщицы1. 1899
 
Натурщицы2. 1899 - Сомов
Натурщицы2. 1899
 
Натюрморт. Интерьер. 1931 - Сомов
Натюрморт. Интерьер. 1931
 
Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год. 1904 - Сомов
Новый и старый год. Обложка табель-календаря на 1905 год. 1904
 
Ночное свидание. 1920-е - Сомов
Ночное свидание. 1920-е
 
Обложка журнала Мир искусства. 1900 - Сомов
Обложка журнала Мир искусства. 1900
 
Обложка журнала мод Парижанка. 1908 - Сомов
Обложка журнала мод Парижанка. 1908
 
Обложка литературного альманаха Северные цветы. 1901 - Сомов
Обложка литературного альманаха Северные цветы. 1901
 
Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907 - Сомов
Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина. 1907
 
Обложка театральной программы Theatre de L Hermitage. 21 января 1900 года. 1900 - Сомов
Обложка театральной программы Theatre de L Hermitage. 21 января 1900 года. 1900
 
Обнаженный среди цветов. 1903 - Сомов
Обнаженный среди цветов. 1903
 
Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский). 1937 - Сомов
Обнаженный юноша (Б.М.Снежковский). 1937
 
Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934 - Сомов
Окно - дверь - пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934
 
Опушка леса. Лигово. 1894 - Сомов
Опушка леса. Лигово. 1894
 
Ораниенбаум. 1901 - Сомов
Ораниенбаум. 1901
 
Осень. 1905 - Сомов
Осень. 1905
 
Осмеянный поцелуй. 1908 - Сомов
Осмеянный поцелуй. 1908
 
Остров любви. 1900 - Сомов
Остров любви. 1900
 
Отдых на прогулке. 8196 - Сомов
Отдых на прогулке. 8196
 
Парк. 1904 - Сомов
Парк. 1904
 
Пасторальная сцена с двумя девушками. 1928 - Сомов
Пасторальная сцена с двумя девушками. 1928
 
Пашня. 1900 - Сомов
Пашня. 1900
 
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918 - Сомов
Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918
 
Пейзаж с калиткой. 1893 - Сомов
Пейзаж с калиткой. 1893
 
Пейзаж с озером. 1896 - Сомов
Пейзаж с озером. 1896
 
Пейзаж с радугой. 1915 - Сомов
Пейзаж с радугой. 1915
 
Пейзаж с радугой. 1919 - Сомов
Пейзаж с радугой. 1919
 
Пейзаж - Сомов
Пейзаж
 
Перед заходом солнца. 1900 - Сомов
Перед заходом солнца. 1900
 
Пикник. Иллюстрация к Книге маркизы1. 1908 - Сомов
Пикник. Иллюстрация к Книге маркизы1. 1908
 
Письмо (Таинственный посланец). 1896 - Сомов
Письмо (Таинственный посланец). 1896
 
Подарок садовника. 1914 - Сомов
Подарок садовника. 1914
 
Портрет А.А.Блока. 1907 - Сомов
Портрет А.А.Блока. 1907
 
Портрет А.А.Нольде. 1911 - Сомов
Портрет А.А.Нольде. 1911
 
Портрет А.А.Попова. 1928 - Сомов
Портрет А.А.Попова. 1928
 
Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1897 - Сомов
Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1897
 
Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920 - Сомов
Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920
 
Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897 - Сомов
Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897
 
Портрет А.К.Бенуа. 1896 - Сомов
Портрет А.К.Бенуа. 1896
 
Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1909 - Сомов
Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой. 1909
 
Портрет А.П.Остроумовой. 1901 - Сомов
Портрет А.П.Остроумовой. 1901
 
Портрет А.С.Пушкина. 1899 - Сомов
Портрет А.С.Пушкина. 1899
 
Портрет Александры Левченко. 1934 - Сомов
Портрет Александры Левченко. 1934
 
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897 - Сомов
Портрет Андрея Ивановича Сомова. 1897
 
Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926 - Сомов
Портрет Б.Е.Поповой (Париж). 1926
 
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911 - Сомов
Портрет Г.Л.Гиршман. 1910-1911
 
Портрет Д.Г.Карышевой. 1914 - Сомов
Портрет Д.Г.Карышевой. 1914
 
Портрет Е.Е.Лансере. 1907 - Сомов
Портрет Е.Е.Лансере. 1907
 
Портрет Е.П.Носовой. 1911 - Сомов
Портрет Е.П.Носовой. 1911
 
Портрет Е.П.Олив. 1914 - Сомов
Портрет Е.П.Олив. 1914
 
Портрет Е.П.Остроумовой. 1904 - Сомов
Портрет Е.П.Остроумовой. 1904
 
Портрет Е.С.Михайлова. 1916 - Сомов
Портрет Е.С.Михайлова. 1916
 
Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926 - Сомов
Портрет Е.С.Питс-Билибиной. 1926
 
Портрет Луизы Морган. 1926 - Сомов
Портрет Луизы Морган. 1926
 
Портрет М.А.Кузмина. 1909 - Сомов
Портрет М.А.Кузмина. 1909
 
Портрет М.В.Брайкевича. 1934 - Сомов
Портрет М.В.Брайкевича. 1934
 
Портрет М.В.Добужинского. 1910 - Сомов
Портрет М.В.Добужинского. 1910
 
Портрет М.Г.Лукьянова. 1918 - Сомов
Портрет М.Г.Лукьянова. 1918
 
Портрет М.Д.Карповой. 1913 - Сомов
Портрет М.Д.Карповой. 1913
 
Портрет матери художника. 1895 - Сомов
Портрет матери художника. 1895
 
Портрет Н.Г.Высоцкой. 1917 - Сомов
Портрет Н.Г.Высоцкой. 1917
 
Портрет Н.Е.Добычиной. 1921 - Сомов
Портрет Н.Е.Добычиной. 1921
 
Портрет Н.Ф.Обер. 1896 - Сомов
Портрет Н.Ф.Обер. 1896
 
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906 - Сомов
Портрет писателя и поэта В.И.Иванова. 1906
 
Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909 - Сомов
Портрет поэта М.А.Кузмина. 1909
 
Портрет С.В.Рахманинова. 1925 - Сомов
Портрет С.В.Рахманинова. 1925
 
Портрет С.П.Дягилева. 1893 - Сомов
Портрет С.П.Дягилева. 1893
 
Портрет С.П.Званцевой. 1911 - Сомов
Портрет С.П.Званцевой. 1911
 
Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910 - Сомов
Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910
 
Портрет Ф.К.Сологуба. 1910 - Сомов
Портрет Ф.К.Сологуба. 1910
 
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895 - Сомов
Портрет художника А.Н.Бенуа. 1895
 
Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903 - Сомов
Портрет художницы Е.Н.Званцевой. 1903
 
После грозы - Сомов
После грозы
 
Поцелуй (Силуэт). 1906 - Сомов
Поцелуй (Силуэт). 1906
 
Поцелуй. 1904 - Сомов
Поцелуй. 1904
 
Поцелуй. 1914 - Сомов
Поцелуй. 1914
 
Поцелуй. Иллюстрация к Книге маркизы2. 1908 - Сомов
Поцелуй. Иллюстрация к Книге маркизы2. 1908
 
Поэты. 1898 - Сомов
Поэты. 1898
 
Праздник в окрестностях Венеции. 1930 - Сомов
Праздник в окрестностях Венеции. 1930
 
Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902 - Сомов
Программа спектакля театра Эрмитажа по пьесе А.Грибоедова Горе от ума 31 мая 1902 года. 1902
 
Прогулка зимой. 1896 - Сомов
Прогулка зимой. 1896
 
Прогулка после дождя1. 1896 - Сомов
Прогулка после дождя1. 1896
 
Прогулка после дождя2. 1896 - Сомов
Прогулка после дождя2. 1896
 
Пьеро и дама. 1910 - Сомов
Пьеро и дама. 1910
 
Радуга. 1897 - Сомов
Радуга. 1897
 
Радуга1. 1908 - Сомов
Радуга1. 1908
 
Радуга2. 1908 - Сомов
Радуга2. 1908
 
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900 - Сомов
Роща на берегу моря. Силламяги. 1900
 
Русский балет. 1930 - Сомов
Русский балет. 1930
 
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932 - Сомов
Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932
 
Ручей. 1897 - Сомов
Ручей. 1897
 
Садик. 1897 - Сомов
Садик. 1897
 
Свидание. 1896 - Сомов
Свидание. 1896
 
Свидание. 1910-е - Сомов
Свидание. 1910-е
 
Семейное счастье. 1898-1900 - Сомов
Семейное счастье. 1898-1900
 
Сесиль де Воланж. 1934 - Сомов
Сесиль де Воланж. 1934
 
Синяя птица. 1918 - Сомов
Синяя птица. 1918
 
Спящая дама с чертиком. 1906 - Сомов
Спящая дама с чертиком. 1906
 
Спящая женщина в синем платье. 1903 - Сомов
Спящая женщина в синем платье. 1903
 
Спящая молодая женщина в парке. 1922 - Сомов
Спящая молодая женщина в парке. 1922
 
Спящая молодая женщина. 1909 - Сомов
Спящая молодая женщина. 1909
 
Спящая молодая женщина. 1922 - Сомов
Спящая молодая женщина. 1922
 
Среда. 1904 - Сомов
Среда. 1904
 
Султанша. 1899 - Сомов
Султанша. 1899
 
Сумерки в старом парке. 1897 - Сомов
Сумерки в старом парке. 1897
 
Титульный лист книги Театр. 1907 - Сомов
Титульный лист книги Театр. 1907
 
Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930 - Сомов
Фарфоровые фигурки на каменной полке. 1930
 
Фейерверк в парке. 1907 - Сомов
Фейерверк в парке. 1907
 
Фейерверк. 1904 - Сомов
Фейерверк. 1904
 
Фейерверк. 1906 - Сомов
Фейерверк. 1906
 
Фейерверк. 1922 - Сомов
Фейерверк. 1922
 
Фигуры в парке. 1919 - Сомов
Фигуры в парке. 1919
 
Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903 - Сомов
Фронтиспис журнала Мир искусства. 1903
 
Фронтиспис к кн. Н.Сапунов. 1913 - Сомов
Фронтиспис к кн. Н.Сапунов. 1913
 
Фронтиспис к сборнику стихов В.И.Иванова Cor Ardens. 1907 - Сомов
Фронтиспис к сборнику стихов В.И.Иванова Cor Ardens. 1907
 
Фронтиспис книги Александра Бенуа Царское село. 1902 - Сомов
Фронтиспис книги Александра Бенуа Царское село. 1902
 
Четверг. 1904 - Сомов
Четверг. 1904
 
Экслибрис А.И.Сомова. 1906 - Сомов
Экслибрис А.И.Сомова. 1906
 
Экслибрис А.Н.Бенуа. 1902 - Сомов
Экслибрис А.Н.Бенуа. 1902
 
Экслибрис В.П.Лобойкова. 1902 - Сомов
Экслибрис В.П.Лобойкова. 1902
 
Экслибрис О.О.Преображенского. 1901 - Сомов
Экслибрис О.О.Преображенского. 1901
 
Экслибрис С.Д.Михайлова. 1901 - Сомов
Экслибрис С.Д.Михайлова. 1901
 
Экслибрис С.П.Зенгер. 1902 - Сомов
Экслибрис С.П.Зенгер. 1902
 
Эскиз занавеса для Свободного театра в Москве. 1913 - Сомов
Эскиз занавеса для Свободного театра в Москве. 1913
 
Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект. 1901 - Сомов
Эскиз иллюстрации к повести Н.В.Гоголя Невский проспект. 1901
 
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909 - Сомов
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде. 1909
 
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924 - Сомов
Эскиз костюма маркизы для Т.П.Карсавиной ( для танца на музыку Моцарта ). 1924
 
Эскиз обложки к кн. О.Би Константин Сомов. 1907 - Сомов
Эскиз обложки к кн. О.Би Константин Сомов. 1907
 
Эхо прошедшего времени. 1903 - Сомов
Эхо прошедшего времени. 1903
 
Юноша на коленях перед дамой. 1916 - Сомов
Юноша на коленях перед дамой. 1916
 
Язычок Коломбины. 1915 - Сомов
Язычок Коломбины. 1915
 


   Полезная информация:
   



полотенца бумажные листовые 1 слойные profhygiene.com .

© 2011. Oleg Grigoryev