Энциклопедия русской живописи

Штеренберг Давид Петрович

Штеренберг Давид Петрович (1881-1948)

Д. П. Штеренберг - одна из узловых, определяющих фигур русской живописи конца 1910-х - начала 1930-х гг., времени ее бурного и противоречивого развития. Среда, в которой он начинал жизнь, не способствовала творчеству, поэтому он начал учиться поздно.

Был учеником фотографа, увлекся революционными идеями, в 1906 г. эмигрировал в Вену, в 1907-м - в Париж. Здесь, в Школе изящных искусств, а затем в академии А. Витти учился живописи. Нищий художник поселился на окраине, в круглой башне, прозванной "Ульем" и населенной такими же бедными молодыми художниками. Вскоре многие из них станут знаменитыми. Их общество было не менее важной школой, чем студии. Штеренберг участвует в выставках, ищет свой путь, впитывая новейшие тенденции французского искусства. Впрочем, его парижские работы еще очень неоднородны, противоречивы. Свой особый художественный мир он формирует лишь к концу парижского периода жизни.

Когда в России происходит революция, Штеренберг возвращается на родину. Здесь политическое прошлое и парижский творческий опыт неожиданно делают его руководителем художественной политики страны: нарком просвещения А. В. Луначарский, знавший художника еще во Франции, назначает его заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса.

Рядом со Штеренбергом - самые решительные новаторы. Именно они, отвергавшиеся прежде официальным искусством, охотнее всех сотрудничают с новой властью. Конечно, Штеренберг тоже новатор, - картины, которые он начинает выставлять, не похожи на привычную старую живопись. Но они строго изобразительны и очень конкретны. Почти всегда это натюрморты, изображения простых вещей. Ничего специально красивого: губка и мыло. Керосиновая лампа. Нож. Бутылка. Две селедки на блюде и полбуханки черного хлеба... Одна, самое большое - три вещи, грубые и бедные, на голой пустоте холста, подчеркнуто плоскостного, лишенного и пространственной глубины, и объединяющей, обволакивающей предметы атмосферы. Зато подчеркнут материал, структура поверхности вещей: гладкий фаянс и шероховатая хлебная корка, слоистая доска и скользкая рыбья чешуя.

Художник прибегает даже к рельефу - некоторые изображения выступают из поверхности холста. Обращаясь к зрению, такая живопись возбуждает скорее осязательные, материально-конкретные ощущения. Одинокие предметы будто просятся из нее наружу, в живые человеческие руки. Простейший натюрморт насыщен драматическим напряжением, говорит нам об элементарных, но необходимых человеческих ценностях. "Вся его живопись есть рассказ о хлебе насущном, которого надо припасти так немного, чтобы прожить, но над которым надо помучиться так много, чтобы достать", - сказал о Штеренберге проницательнейший художественный критик А. М. Эфрос. И в портрете художник соединяет максимальное обобщение с осязательной конкретностью образа-типа: крестьянская девочка ("Аниська", 1926) с таким же, "голодным", натюрмортом на столе за ее спиной; суровый старик крестьянин, величественный в холодной пустоте снежного поля ("Старое", 1925-26).

Таковы и крестьянские образы в его картине "Агитатор" (1927) - возвышенно-строгие, замкнутые, сосредоточенные. Художник достиг в ней спокойного величия древней фрески.

Главным делом Штеренберга была живопись, но он также оформлял спектакли, работал в графике - гравировал, рисовал книжки-картинки, используя принципы схематичного и плоскостного детского рисунка, во многом близкого к его "взрослому" почерку.

В 1920-х гг. Штеренберг - видный деятель художественной жизни страны. Он преподает, возглавляет ОСТ, организует международные выставки, участвует в художественных советах. Но с середины 1930-х гг. его творчество резко расходится с изменившейся государственной политикой в области искусства. Нападки критики тяжело отразились на его поздних работах. Лишь в самом конце жизни в эскизных "Библейских мотивах" (1947-48) у художника наметился какой-то новый живописный язык, стали проявляться новые драматические интонации. Развить их он уже не успел.

Штеренберг Давид Петрович (Картины художника):

Айва. 1912  - Штеренберг
Айва. 1912
 
Аниська. 1926  - Штеренберг
Аниська. 1926
 
Бананы и апельсины. 1913  - Штеренберг
Бананы и апельсины. 1913
 
В порту. 1914  - Штеренберг
В порту. 1914
 
Вид из окна. 1913 - Штеренберг
Вид из окна. 1913
 
Двор гостиницы. Киев. 1914  - Штеренберг
Двор гостиницы. Киев. 1914
 
Женщина на диване. Н.Д.Штеренберг. 1920  - Штеренберг
Женщина на диване. Н.Д.Штеренберг. 1920
 
Крыши. 1916  - Штеренберг
Крыши. 1916
 
Мужской портрет (поэт Мадзин). 1914  - Штеренберг
Мужской портрет (поэт Мадзин). 1914
 
Натюрморт с гранатами. 1910-е.  - Штеренберг
Натюрморт с гранатами. 1910-е.
 
Натюрморт с лампой. 1920  - Штеренберг
Натюрморт с лампой. 1920
 
Обнаженная. 1908 - Штеренберг
Обнаженная. 1908
 
Париж. Этюд. 1912 - Штеренберг
Париж. Этюд. 1912
 
Пароходы на Сене. 1912  - Штеренберг
Пароходы на Сене. 1912
 
Портрет К.М.Асеевой. 1927  - Штеренберг
Портрет К.М.Асеевой. 1927
 
Портрет Н. Д. Штеренберг, жены художника. 1925.  - Штеренберг
Портрет Н. Д. Штеренберг, жены художника. 1925.
 
Портрет Н.Д.Штеренберг. 1913  - Штеренберг
Портрет Н.Д.Штеренберг. 1913
 
Портрет отца и сестры. 1914  - Штеренберг
Портрет отца и сестры. 1914
 
Рабочий у печки. 1913  - Штеренберг
Рабочий у печки. 1913
 
Тетя Саша. 1922-23. - Штеренберг
Тетя Саша. 1922-23.
 
У Сены. Этюд. 1913  - Штеренберг
У Сены. Этюд. 1913
 
Цветы и гипс. 1908  - Штеренберг
Цветы и гипс. 1908
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev