Энциклопедия русской живописи

Саврасов Алексей Кондратьевич

Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались.
Саврасов А.К.

Ступайте писать, ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают, хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте.
Саврасов А.К.

Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо.
Саврасов А.К.

Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, свое. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту.
Саврасов А.К.

Нужно любить форму, любить краски....Нужно чувство. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать.
Саврасов А.К.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 - 1897)

Художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского "пейзажа настроения" в русской живописи. Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. С 1844 по 1854 - учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1862 и 1867 побывал в Европе; особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. В 1870-1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Был одним из членов-учредителей "Товарищества передвижников". Жил в Москве.

Раннее творчество Саврасова ("Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду", 1851; "Вид в окрестностях Ораниенбаума", 1854) пребывает целиком в рамках романтизма. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям. Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869; "Лунная ночь. Болото", 1870). Изначально свойственная Саврасову "виньеточная" манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ ("Печерский монастырь под Нижним Новгородом"), в том числе к знаменитой картине "Грачи прилетели", ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над "Грачами" шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все это сплавилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут "настроение" - как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем. Незримо-зримая "душа", особое символико-поэтическое настроение животворит и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой ("Дворик"), либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями ("Сухарева башня", 1872; "Вид на Московский Кремль. Весна", 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина "Проселок" (1873).

Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая деятельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.

Черты символизма в искусстве Саврасова быстро нарастают, придавая натуре свойства ностальгического видения ("Могила на Волге", 1874). Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе "Грачей".

Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.



ТЕМЫ И СЕРИИ

- Ранний романтизм
- За границей. Швейцария
- Ранняя весна
- Зима
- На Волге
- "Воздух среди ветвей"
- "Московский" пейзаж
- "Русский" пейзаж
- Ночь
- "Домик в провинции"
- "Графическая" живопись
- Вечерние зори
- На погосте



МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Частное собрание
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. худ. музей Латвии, Рига
Нижегородский гос. худ. музей
Самарский худ.музей
Астраханская обл. картинная галерея
Волгоградский музей изобр. ис-тв
Киевский гос. музей русского искусства
Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Пермская худ. галерея
Таганрогская картинная галерея
Алтайский музей из. иск-в, Барнаул
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Саратовский худ. музей
Ярославский худ. музей
Воронежский обл. худ. музей
Гос. Исторический музей, Москва
Гос. Литературный музей, Москва
Гос. муз. объединение "Худ. культура Русского Севера", Архангельск
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. музей ис-в Республики Казахстан, Алматы
Гос. музей-зап-к Ростовский Кремль
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Гос. худ. музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Гос. худ. музей иск-тв Узбекистана, Ташкент
Екатеринбургский музей изобр. ис-в
Ивановское объед. худ. музеев
Калужский обл. худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Краснодарский краевой худ. музей
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск
Музей А.С.Пушкина, Москва
Нац. галерея Армении, Ереван
Одесский худ. музей
Оренбургский обл. музей из. ис-в
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Псковский музей-заповедник
Региональный гос. фонд поколений Ханты-Мансийского авт. округа
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Рязанский обл. худ. музей
Севастопольский худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Тульский обл. худ. музей
Ульяновский худ. музей
Харьковский гос. музей изобр. искусств
Херсонкий обл. худ. музей им. А.А.Шовкуненко
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков. Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами. Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер. Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871). К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871). Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом. Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками. Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова. Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять. Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”. Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.

Саврасов Алексей Кондратьевич (Картины художника):

K koncu leta na volge - Саврасов
K koncu leta na volge
 
Pecherskiy monastir pod Nizhnim Novgorodom - Саврасов
Pecherskiy monastir pod Nizhnim Novgorodom
 
Raduga - Саврасов
Raduga
 
Suhareva bashnya - Саврасов
Suhareva bashnya
 
Vecher perelet ptic - Саврасов
Vecher perelet ptic
 
Аллея. 1870-е - Саврасов
Аллея. 1870-е
 
Бабья лямка. 1870-е - Саврасов
Бабья лямка. 1870-е
 
Берег моря. Сумерки. 1854 - Саврасов
Берег моря. Сумерки. 1854
 
Берег реки Ве..ги в низовьях. 1870-е - Саврасов
Берег реки Ве..ги в низовьях. 1870-е
 
Берег реки. 1879 - Саврасов
Берег реки. 1879
 
Бурлаки на Волге. 1871 - Саврасов
Бурлаки на Волге. 1871
 
В парке. 1858 - Саврасов
В парке. 1858
 
Весенний день. 1873, холст, масло, 95х140 - Саврасов
Весенний день. 1873, холст, масло, 95х140
 
Весенний день. 1873 - Саврасов
Весенний день. 1873
 
Весенний пейзаж с избой. 1890-е - Саврасов
Весенний пейзаж с избой. 1890-е
 
Весенний пейзаж. 1880-1890-е - Саврасов
Весенний пейзаж. 1880-1890-е
 
Весенний пейзаж. Ростепель. 188-1890-е - Саврасов
Весенний пейзаж. Ростепель. 188-1890-е
 
Весна. 1870-е - Саврасов
Весна. 1870-е
 
Весна. 1874 - Саврасов
Весна. 1874
 
Весна. 1880-1890-е - Саврасов
Весна. 1880-1890-е
 
Весна. 1883 - Саврасов
Весна. 1883
 
Весна. Грачи прилетели. 1872 - Саврасов
Весна. Грачи прилетели. 1872
 
Весна. Конец 1870-х - начало 1880-х - Саврасов
Весна. Конец 1870-х - начало 1880-х
 
Весна. На большой реке. 1880-е - Саврасов
Весна. На большой реке. 1880-е
 
Весна. Огороды. 1893 - Саврасов
Весна. Огороды. 1893
 
Весна. Провинциальный дворик. 1880-1890-е - Саврасов
Весна. Провинциальный дворик. 1880-1890-е
 
Вечер. 1877 - Саврасов
Вечер. 1877
 
Вечер. 1880 - Саврасов
Вечер. 1880
 
Вечер. Восход луны. 1872 - Саврасов
Вечер. Восход луны. 1872
 
Вечер. Конец 1860-х - начало 1870-х - Саврасов
Вечер. Конец 1860-х - начало 1870-х
 
Вечер. Перелет птиц. 1874 - Саврасов
Вечер. Перелет птиц. 1874
 
Вечер. Поле с воронами. 1880-е - Саврасов
Вечер. Поле с воронами. 1880-е
 
Вечерний пейзаж. 1861 - Саврасов
Вечерний пейзаж. 1861
 
Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И.Д.Лужина близ станции Влахернская). 1850 - Саврасов
Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (Имение И.Д.Лужина близ станции Влахернская). 1850
 
Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854 - Саврасов
Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854
 
Вид в селе Кунцеве под Москвой. 1855 - Саврасов
Вид в селе Кунцеве под Москвой. 1855
 
Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862 - Саврасов
Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862
 
Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е - Саврасов
Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е
 
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру. 1852 - Саврасов
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру. 1852
 
Вид Москвы с Воробьевых гор. 1850-е - Саврасов
Вид Москвы с Воробьевых гор. 1850-е
 
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851 - Саврасов
Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851
 
Вид на Москву от Мазилова. 1861 - Саврасов
Вид на Москву от Мазилова. 1861
 
Вид на Московский Кремль. Весна. 1873 - Саврасов
Вид на Московский Кремль. Весна. 1873
 
Вид на село Покровское-Фили. 1893 - Саврасов
Вид на село Покровское-Фили. 1893
 
Водопад. 1868 - Саврасов
Водопад. 1868
 
Волга близ Городца. 1870 - Саврасов
Волга близ Городца. 1870
 
Волга. 1870-е - Саврасов
Волга. 1870-е
 
Волга. Дали. 1870-е - Саврасов
Волга. Дали. 1870-е
 
Волга. Дали. Первая половина 1870-х - Саврасов
Волга. Дали. Первая половина 1870-х
 
Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-х - Саврасов
Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-х
 
Воробьевы горы близ Москвы. Конец 1840-х - 1850-е - Саврасов
Воробьевы горы близ Москвы. Конец 1840-х - 1850-е
 
Гибель корабля в море. 1862 - Саврасов
Гибель корабля в море. 1862
 
Горное озеро. Швейцария. 1864 - Саврасов
Горное озеро. Швейцария. 1864
 
Грачи прилетели. 1871, холст, масло, 62х49 - Саврасов
Грачи прилетели. 1871, холст, масло, 62х49
 
Грачи прилетели. 1871 - Саврасов
Грачи прилетели. 1871
 
Грачи прилетели. 1879 - Саврасов
Грачи прилетели. 1879
 
Грачи прилетели. 1880-е - Саврасов
Грачи прилетели. 1880-е
 
Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894 - Саврасов
Грачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894
 
Гроза. 1856 - Саврасов
Гроза. 1856
 
Дворик. Весна. 1853 - Саврасов
Дворик. Весна. 1853
 
Дворик. Зима. 1870-е - Саврасов
Дворик. Зима. 1870-е
 
Деревня зимой. 1880-1890-е - Саврасов
Деревня зимой. 1880-1890-е
 
Деревья у воды. Ветви деревьев. 1870-е - Саврасов
Деревья у воды. Ветви деревьев. 1870-е
 
Деревья у озера. 1868 - Саврасов
Деревья у озера. 1868
 
Деревья у реки. 1861 - Саврасов
Деревья у реки. 1861
 
Деревья. 1850-е - Саврасов
Деревья. 1850-е
 
Домик в провинции. Весна. 1878 - Саврасов
Домик в провинции. Весна. 1878
 
Дорога в лесу. 1871 - Саврасов
Дорога в лесу. 1871
 
Дуб. 1850-е - Саврасов
Дуб. 1850-е
 
Дубки. 1850-е - Саврасов
Дубки. 1850-е
 
Дубы на берегу. 1867 - Саврасов
Дубы на берегу. 1867
 
Дубы. 1855 - Саврасов
Дубы. 1855
 
Ель. 1850-е - Саврасов
Ель. 1850-е
 
Заболоченная речка. 1875 - Саврасов
Заболоченная речка. 1875
 
Закат над болотом. 1871 - Саврасов
Закат над болотом. 1871
 
Закат. 1862 - Саврасов
Закат. 1862
 
Закат. Начало 1870-х - Саврасов
Закат. Начало 1870-х
 
Зима. 1873, холст, масло, 62х53 см - Саврасов
Зима. 1873, холст, масло, 62х53 см
 
Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х - Саврасов
Зима. Конец 1870-х - начало 1880-х
 
Зимний пейзаж (Оттепель). 1890-е - Саврасов
Зимний пейзаж (Оттепель). 1890-е
 
Зимний пейзаж. 1871 - Саврасов
Зимний пейзаж. 1871
 
Зимний пейзаж. 1873, бумага, акварель, 84х65 см - Саврасов
Зимний пейзаж. 1873, бумага, акварель, 84х65 см
 
Зимний пейзаж. 1880-1890-е - Саврасов
Зимний пейзаж. 1880-1890-е
 
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е - Саврасов
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е
 
Зимний пейзаж. Москва. 1873 - Саврасов
Зимний пейзаж. Москва. 1873
 
Зимняя дорога. 1870-е - Саврасов
Зимняя дорога. 1870-е
 
Ивы у пруда. 1872 - Саврасов
Ивы у пруда. 1872
 
Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь. 1870-е - Саврасов
Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь. 1870-е
 
К вечеру. 1886 - Саврасов
К вечеру. 1886
 
К заутрене. Морозная ночь. 1880-1890-е - Саврасов
К заутрене. Морозная ночь. 1880-1890-е
 
К концу лета на Волге. 1873, холст, масло, 55х44 см - Саврасов
К концу лета на Волге. 1873, холст, масло, 55х44 см
 
К концу лета на Волге. 1873 - Саврасов
К концу лета на Волге. 1873
 
Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И.Д.Лужина близ станции Влахернская. 1850 - Саврасов
Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И.Д.Лужина близ станции Влахернская. 1850
 
Костер у реки - Саврасов
Костер у реки
 
Кутузовская изба в Филях. 1860-е - Саврасов
Кутузовская изба в Филях. 1860-е
 
Ледоход на Волге - Саврасов
Ледоход на Волге
 
Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-е - Саврасов
Ледоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-е
 
Лес в инее. 1890-е - Саврасов
Лес в инее. 1890-е
 
Лес у озера, освещенный солнцем. 1856 - Саврасов
Лес у озера, освещенный солнцем. 1856
 
Лес. 1877 - Саврасов
Лес. 1877
 
Лесистый берег реки Москвы. 1859 - Саврасов
Лесистый берег реки Москвы. 1859
 
Лесная дорога в Сокольниках. 1860-е - Саврасов
Лесная дорога в Сокольниках. 1860-е
 
Летний день. Ивы на берегу реки. 1856 - Саврасов
Летний день. Ивы на берегу реки. 1856
 
Летний день. Куры на задворках. 1874 - Саврасов
Летний день. Куры на задворках. 1874
 
Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х - Саврасов
Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х
 
Летний пейзаж с мельницами. 1859 - Саврасов
Летний пейзаж с мельницами. 1859
 
Летний пейзаж с соснами у реки. 1878 - Саврасов
Летний пейзаж с соснами у реки. 1878
 
Летний пейзаж. 1850-е - Саврасов
Летний пейзаж. 1850-е
 
Летний пейзаж. 1860-е - Саврасов
Летний пейзаж. 1860-е
 
Летний пейзаж. Сосны. 1880-е - Саврасов
Летний пейзаж. Сосны. 1880-е
 
Лето - Саврасов
Лето
 
Листы папоротника и лопуха. 1854 - Саврасов
Листы папоротника и лопуха. 1854
 
Лосиный остров в Сокольниках1. 1869 - Саврасов
Лосиный остров в Сокольниках1. 1869
 
Лосиный остров в Сокольниках2. 1869 - Саврасов
Лосиный остров в Сокольниках2. 1869
 
Лосиный остров - Саврасов
Лосиный остров
 
Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь). 1869 - Саврасов
Лунная ночь в деревне (Зимняя ночь). 1869
 
Лунная ночь над рекой. 1885 - Саврасов
Лунная ночь над рекой. 1885
 
Лунная ночь. 1853 - Саврасов
Лунная ночь. 1853
 
Лунная ночь. Болото. 1870 - Саврасов
Лунная ночь. Болото. 1870
 
Лунная ночь. Пейзаж с костром. 1880-1890-е - Саврасов
Лунная ночь. Пейзаж с костром. 1880-1890-е
 
Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. 1873 - Саврасов
Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. 1873
 
Могила на берегу Волги. 1871 - Саврасов
Могила на берегу Волги. 1871
 
Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874 - Саврасов
Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874
 
Могила. 1870-е - Саврасов
Могила. 1870-е
 
Могила. 1884 - Саврасов
Могила. 1884
 
Море. 1860-е - Саврасов
Море. 1860-е
 
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854 - Саврасов
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854
 
Морской пейзаж. 1880-1890-е - Саврасов
Морской пейзаж. 1880-1890-е
 
Мотивы русского пейзажа. 1870-е - Саврасов
Мотивы русского пейзажа. 1870-е
 
На Волге. 1875 - Саврасов
На Волге. 1875
 
На Волге. Первая половина 1870-х - Саврасов
На Волге. Первая половина 1870-х
 
На кладбище. 1884 - Саврасов
На кладбище. 1884
 
Начало весны. 1876 - Саврасов
Начало весны. 1876
 
Новодевичий монастырь. 1890 - Саврасов
Новодевичий монастырь. 1890
 
Ночка. 1883 - Саврасов
Ночка. 1883
 
Ночное. 1871 - Саврасов
Ночное. 1871
 
Ночь на Воробьевых горах. 1881 - Саврасов
Ночь на Воробьевых горах. 1881
 
Ночь. 1894 - Саврасов
Ночь. 1894
 
Озеро в горах Швейцарии. 1866 - Саврасов
Озеро в горах Швейцарии. 1866
 
Окрестности села Михайловского Псковской губернии. 1880-е - Саврасов
Окрестности села Михайловского Псковской губернии. 1880-е
 
Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872 - Саврасов
Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872
 
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871 - Саврасов
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871
 
Осенний пейзаж. 1877 - Саврасов
Осенний пейзаж. 1877
 
Осенняя ночь. 1872 - Саврасов
Осенняя ночь. 1872
 
Осень. 1871 - Саврасов
Осень. 1871
 
Осень. Деревушка у ручья. 1870-е - Саврасов
Осень. Деревушка у ручья. 1870-е
 
Осень. Сокольники. 1880-1890-е - Саврасов
Осень. Сокольники. 1880-1890-е
 
Оттепель, холст, масло, 68х54 см - Саврасов
Оттепель, холст, масло, 68х54 см
 
Оттепель. 1874 - Саврасов
Оттепель. 1874
 
Оттепель. 1887 - Саврасов
Оттепель. 1887
 
Оттепель. Ярославль. 1874 - Саврасов
Оттепель. Ярославль. 1874
 
Пейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х - начало 1870-х - Саврасов
Пейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х - начало 1870-х
 
Пейзаж с волками. 1880-е - Саврасов
Пейзаж с волками. 1880-е
 
Пейзаж с домиком - Саврасов
Пейзаж с домиком
 
Пейзаж с дорогой. 1855 - Саврасов
Пейзаж с дорогой. 1855
 
Пейзаж с дубами и пастушком. 1860 - Саврасов
Пейзаж с дубами и пастушком. 1860
 
Пейзаж с избушкой. 1860-е - Саврасов
Пейзаж с избушкой. 1860-е
 
Пейзаж с избушкой. 1866 - Саврасов
Пейзаж с избушкой. 1866
 
Пейзаж с лодкой. 1860-е - Саврасов
Пейзаж с лодкой. 1860-е
 
Пейзаж с мельницей. 1861 - Саврасов
Пейзаж с мельницей. 1861
 
Пейзаж с радугой. 1881 - Саврасов
Пейзаж с радугой. 1881
 
Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859 - Саврасов
Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859
 
Пейзаж с рекой. 1880-е - Саврасов
Пейзаж с рекой. 1880-е
 
Пейзаж с соснами - Саврасов
Пейзаж с соснами
 
Пейзаж с сосной. 1854 - Саврасов
Пейзаж с сосной. 1854
 
Пейзаж с хутором у озера. 1880-1890-е - Саврасов
Пейзаж с хутором у озера. 1880-1890-е
 
Пейзаж с церковью и колокольней. Начало 1870-х - Саврасов
Пейзаж с церковью и колокольней. Начало 1870-х
 
Пейзаж с церковью и руинами. 1861 - Саврасов
Пейзаж с церковью и руинами. 1861
 
Пейзаж с церковью. 1885 - Саврасов
Пейзаж с церковью. 1885
 
Пейзаж. 1880-е - Саврасов
Пейзаж. 1880-е
 
Пейзаж. Берег Волги. 1874 - Саврасов
Пейзаж. Берег Волги. 1874
 
Пейзаж. Село Волынское. 1887 - Саврасов
Пейзаж. Село Волынское. 1887
 
Перед грозой. 1850 - Саврасов
Перед грозой. 1850
 
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871. Холст, масло. 102х131 см - Саврасов
Печерский монастырь под Нижним Новгородом. 1871. Холст, масло. 102х131 см
 
Печерский монастырь под Нижним Новгородом2. 1871 - Саврасов
Печерский монастырь под Нижним Новгородом2. 1871
 
Плоты. 1868 - Саврасов
Плоты. 1868
 
Пни. 1854 - Саврасов
Пни. 1854
 
Побережье Финского залива. Пейзаж с землянкой. 1854 - Саврасов
Побережье Финского залива. Пейзаж с землянкой. 1854
 
Повеяло весной. 1890-е - Саврасов
Повеяло весной. 1890-е
 
Пожар в лесу. 1883 - Саврасов
Пожар в лесу. 1883
 
После грозы. 1870-е - Саврасов
После грозы. 1870-е
 
После дождя. 1880-е - Саврасов
После дождя. 1880-е
 
Привал обоза чумаков в степи1. 1867 - Саврасов
Привал обоза чумаков в степи1. 1867
 
Привал обоза чумаков в степи2. 1867 - Саврасов
Привал обоза чумаков в степи2. 1867
 
Просвет. 1850-е - Саврасов
Просвет. 1850-е
 
Просека в сосновом лесу. 1883 - Саврасов
Просека в сосновом лесу. 1883
 
Проселок. 1873 - Саврасов
Проселок. 1873
 
Проталина. Начало марта. 1880-е - Саврасов
Проталина. Начало марта. 1880-е
 
Пруд в сумерки. 1879 - Саврасов
Пруд в сумерки. 1879
 
Радуга. 1875 - Саврасов
Радуга. 1875
 
Разлив Волги под Ярославлем. 1871 - Саврасов
Разлив Волги под Ярославлем. 1871
 
Ранней весной. 1880-1890-е - Саврасов
Ранней весной. 1880-1890-е
 
Ранняя весна. 1880-1890-е - Саврасов
Ранняя весна. 1880-1890-е
 
Ранняя весна. 1888 - Саврасов
Ранняя весна. 1888
 
Ранняя весна. 1890-е - Саврасов
Ранняя весна. 1890-е
 
Ранняя весна. Березы у реки. 1893 - Саврасов
Ранняя весна. Березы у реки. 1893
 
Ранняя весна. Дали. 1870-е - Саврасов
Ранняя весна. Дали. 1870-е
 
Ранняя весна. Лесная глушь. 1884 - Саврасов
Ранняя весна. Лесная глушь. 1884
 
Ранняя весна. Оттепель. 1880-е - Саврасов
Ранняя весна. Оттепель. 1880-е
 
Ранняя весна. Половодье. 1868 - Саврасов
Ранняя весна. Половодье. 1868
 
Ранняя весна. Половодье. 1893 - Саврасов
Ранняя весна. Половодье. 1893
 
Ранняя весна1. 1880-е - Саврасов
Ранняя весна1. 1880-е
 
Ранняя весна2. 1880-е - Саврасов
Ранняя весна2. 1880-е
 
Распутица - Саврасов
Распутица
 
Рассвет в степи. 1852 - Саврасов
Рассвет в степи. 1852
 
Речной пейзаж. 1880-1890-е - Саврасов
Речной пейзаж. 1880-1890-е
 
Рожь. 1881, холст, масло, 45х64 см - Саврасов
Рожь. 1881, холст, масло, 45х64 см
 
Рожь1. 1881 - Саврасов
Рожь1. 1881
 
Рожь2. 1881 - Саврасов
Рожь2. 1881
 
Рыбаки на Волге. 1872 - Саврасов
Рыбаки на Волге. 1872
 
Саввинская слобода. 1880-1890-е - Саврасов
Саввинская слобода. 1880-1890-е
 
Село Болгары. 1872 - Саврасов
Село Болгары. 1872
 
Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты. 1872-1874 - Саврасов
Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой палаты. 1872-1874
 
Сельский вид. 1867 - Саврасов
Сельский вид. 1867
 
Сельский вид. 1890-е - Саврасов
Сельский вид. 1890-е
 
Сельское кладбище в лунную ночь. 1887 - Саврасов
Сельское кладбище в лунную ночь. 1887
 
Сжатое поле. 1874 - Саврасов
Сжатое поле. 1874
 
Сильно тает. 1894 - Саврасов
Сильно тает. 1894
 
Скоро весна. 1874 - Саврасов
Скоро весна. 1874
 
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878 - Саврасов
Соборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878
 
Сосна. 1854 - Саврасов
Сосна. 1854
 
Сосны из Гусарева. 1850-е - Саврасов
Сосны из Гусарева. 1850-е
 
Сосны на берегу озера. 1880-1890-е - Саврасов
Сосны на берегу озера. 1880-1890-е
 
Сосны у болота. 1882 - Саврасов
Сосны у болота. 1882
 
Сосны, прилегающие к корню части стволов. 1854 - Саврасов
Сосны, прилегающие к корню части стволов. 1854
 
Спасский затон на Волге. 1893 - Саврасов
Спасский затон на Волге. 1893
 
Спуск к реке. 1868 - Саврасов
Спуск к реке. 1868
 
Старые сосны. 1854 - Саврасов
Старые сосны. 1854
 
Старый дуб у обрыва над рекой. 1857 - Саврасов
Старый дуб у обрыва над рекой. 1857
 
Старый погост на берегу Волги. 1874 - Саврасов
Старый погост на берегу Волги. 1874
 
Степь днем. 1852 - Саврасов
Степь днем. 1852
 
Сумерки. Пейзаж. 1880-е - Саврасов
Сумерки. Пейзаж. 1880-е
 
Сухарева башня. 1872 - Саврасов
Сухарева башня. 1872
 
Тропические растения. Древовидный папоротник. 1854 - Саврасов
Тропические растения. Древовидный папоротник. 1854
 
У ворот монастыря. 1875 - Саврасов
У ворот монастыря. 1875
 
У иконы. Богомольцы. Конец 1870-х - начало 1880-х - Саврасов
У иконы. Богомольцы. Конец 1870-х - начало 1880-х
 
У колодца. Около 1868 - Саврасов
У колодца. Около 1868
 
Украинский пейзаж. 1849 - Саврасов
Украинский пейзаж. 1849
 
Украинский пейзаж. 1860-е - Саврасов
Украинский пейзаж. 1860-е
 
Хоровод в селе. 1873-1874 - Саврасов
Хоровод в селе. 1873-1874
 
Церковь Ильи Обыденного в Москве. 1882 - Саврасов
Церковь Ильи Обыденного в Москве. 1882
 
Чумаки. 1854 - Саврасов
Чумаки. 1854
 
Швейцарский вид. 1862 - Саврасов
Швейцарский вид. 1862
 
Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867 - Саврасов
Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867
 


   Полезная информация:
   



журнальный столик

© 2011. Oleg Grigoryev