Энциклопедия русской живописи

Нестеров Михаил Васильевич

Биография М. В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох.

Он учился в МУЖВЗ у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и И. М. Прянишникова (1877-81, 1884-86), в Петербургской АХ у П. П. Чистякова (1881-84), входил в ТПХВ (как экспонент - с 1889 г., в качестве члена - с 1896 по 1901 г.) и был одним из членов-учредителей СРХ (1903). Поздний же этап его творчества приходится уже на 1930-е гг.

В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток", обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство", "До государя челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой.

Картины этого цикла ("Пустынник", 1888; "Видение отроку Варфоломею", 1889-90; "Подблаговест", 1895, и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его часто связаны с тем же православноцерковным кругом ("Философы", "Архиепископ", оба 1917).

С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х гг. - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно.

Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека. В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если "Автопортрет в черном", несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически острый этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Нестеров Михаил Васильевич (Картины художника):

0NesterovMV_Solovki1917LUG - Нестеров
0NesterovMV_Solovki1917LUG
 
0Nesterov_DevushkiNaBer8990 - Нестеров
0Nesterov_DevushkiNaBer8990
 
0Nesterov_M_V_Hristos_blagoslavlyayushiy_Otroka_Varfolomeya_ - Нестеров
0Nesterov_M_V_Hristos_blagoslavlyayushiy_Otroka_Varfolomeya_
 
0Nesterov_M_V_Vsadniki - Нестеров
0Nesterov_M_V_Vsadniki
 
0Nesterov_PtAkadPavlovaGRM - Нестеров
0Nesterov_PtAkadPavlovaGRM
 
0Nesterov_PtVVasnecova - Нестеров
0Nesterov_PtVVasnecova
 
2Портрет сына в испанском костюме. 1933  - Нестеров
2Портрет сына в испанском костюме. 1933
 
Автопортрет. 1915 - Нестеров
Автопортрет. 1915
 
Великий постриг. 1898. Холст, масло - Нестеров
Великий постриг. 1898. Холст, масло
 
Видение отроку Варфоломею. 1899-1890, холст, масло, 160х211 см - Нестеров
Видение отроку Варфоломею. 1899-1890, холст, масло, 160х211 см
 
Видение отроку Варфоломею. Вариант - Нестеров
Видение отроку Варфоломею. Вариант
 
За приворотным зельем. 1888  - Нестеров
За приворотным зельем. 1888
 
Лисичка. 1914, холст, масло, 101х127 см - Нестеров
Лисичка. 1914, холст, масло, 101х127 см
 
Молчание. 1903, холст, масло, 71х116 см - Нестеров
Молчание. 1903, холст, масло, 71х116 см
 
Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1921, холст, масло, 126х125 см - Нестеров
Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1921, холст, масло, 126х125 см
 
На Руси. Душа народа. 1914  - Нестеров
На Руси. Душа народа. 1914
 
На Руси. Душа народа. 1914-1916, холст, масло, 206х484 см - Нестеров
На Руси. Душа народа. 1914-1916, холст, масло, 206х484 см
 
Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932, холст, масло - Нестеров
Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932, холст, масло
 
Под Благовест. 1895. Холст, масло. 159х124 см - Нестеров
Под Благовест. 1895. Холст, масло. 159х124 см
 
Портрет дочери Ольги Нестеровой. 1906г.  - Нестеров
Портрет дочери Ольги Нестеровой. 1906г.
 
Портрет Екатерины Петровны Нестеровой. 1905 - Нестеров
Портрет Екатерины Петровны Нестеровой. 1905
 
Портрет С.И.Тютчевой. 1927 - Нестеров
Портрет С.И.Тютчевой. 1927
 
Преподобный Сергий Радонежский. 1899, холст, масло, 248х248 см - Нестеров
Преподобный Сергий Радонежский. 1899, холст, масло, 248х248 см
 
Пустынник. 1888-1889. Холст, масло, 143х125 см - Нестеров
Пустынник. 1888-1889. Холст, масло, 143х125 см
 
Святая Русь. 1905, холст, масло, 233х375 см - Нестеров
Святая Русь. 1905, холст, масло, 233х375 см
 
Старец - раб Божий. Холст, масло - Нестеров
Старец - раб Божий. Холст, масло
 
Философы. 1917, холст, масло, 123х125 см - Нестеров
Философы. 1917, холст, масло, 123х125 см
 
Юность Сергия. 1891  - Нестеров
Юность Сергия. 1891
 


   Полезная информация:
   



кресло клиента маникюра

© 2011. Oleg Grigoryev