Энциклопедия русской живописи

Машков Илья Иванович(1881-1944)

Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.

В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса", "Натюрморт с ананасом", оба 1908; "Портрет мальчика в расписной рубашке", 1909; "Автопортрет", "Портрет дамы с фазанами", оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914; "Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922, и др.).

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Машков Илья Иванович(1881-1944) (Картины художника):

Mashkov Ilya Berries Sun - Машков
Mashkov Ilya Berries Sun
 
mashkov1 - Машков
mashkov1
 
mashkov3 - Машков
mashkov3
 
mashkov5 - Машков
mashkov5
 
mashkov_boy_in_embroidered_shirt_1909 - Машков
mashkov_boy_in_embroidered_shirt_1909
 
mashkov_lady_with_pheasants_1911 - Машков
mashkov_lady_with_pheasants_1911
 
mashkov_loaves_1912 - Машков
mashkov_loaves_1912
 
mashkov_nude_1915 - Машков
mashkov_nude_1915
 
mashkov_still-life_with_samovar_1919 - Машков
mashkov_still-life_with_samovar_1919
 
mashkov_still_life_(oranges_lemons_and_wine)_1938 - Машков
mashkov_still_life_(oranges_lemons_and_wine)_1938
 
mashkov_still_life_1913 - Машков
mashkov_still_life_1913
 
mashkov_still_life_with_fan_1922 - Машков
mashkov_still_life_with_fan_1922
 
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910  - Машков
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910
 
Вид Генуэзской крепости в Судаке. 1917 - Машков
Вид Генуэзской крепости в Судаке. 1917
 
Дама с контрабасом. 1915 - Машков
Дама с контрабасом. 1915
 
ЗАГЭС. Плотина на реке Куре и шоссе Военно-Грузинской дороги. - Машков
ЗАГЭС. Плотина на реке Куре и шоссе Военно-Грузинской дороги.
 
Зеркало и череп. 1919  - Машков
Зеркало и череп. 1919
 
Интерьер с женской фигурой. 1918  - Машков
Интерьер с женской фигурой. 1918
 
Московский вид, улица Мясницкая. 1912 - Машков
Московский вид, улица Мясницкая. 1912
 
Натурщицы. 1916г - Машков
Натурщицы. 1916г
 
Натюрморт с виноградом. 1910  - Машков
Натюрморт с виноградом. 1910
 
Натюрморт. 1930-е  - Машков
Натюрморт. 1930-е
 
Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом). 1927  - Машков
Портрет З.Д.Р. (Дама в голубом). 1927
 
Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911  - Машков
Три сестры на диване. Портрет Н.,Л. и Е.Самойловых. 1911
 
Ягоды на фоне красного подноса. 1910  - Машков
Ягоды на фоне красного подноса. 1910
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev