Энциклопедия русской живописи

Лебедев Владимир Васильевич

Владимир Васильевич Лебедев — (14 (26) мая 1891 — 21 ноября 1967), русский советский художник, живописец и график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации; наибольшую известность получили его произведения в жанре детской книжной графики. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.


Автор множества станковых графических работ, ставших классикой искусства графики. Также иллюстрировал стихи Самуила Маршака «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».






Лебедев Владимир Васильевич (14 (26) мая 1891, С.-Петербург - 21 ноября 1967, Ленинград). Русский художник, самобытный представитель русского авангарда, мастер дизайна детской книги. Родился в семье предпринимателя. В 14 лет он уже продавал в магазине созданные им вручную открытки. Посещал в 1910-1914 мастерскую Ф.А.Рубо, где учился рисовать животных, а также Школу рисования, живописи и скульптуры М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, где освоил натурные зарисовки человеческого тела и познакомился со своей будущей женой, художницей С.Д.Дормилатовой (Лебедевой). В 1912-1914 учился в петербургской Академии художеств. Рисовал для журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (1911-1917). Был одним из организаторов агитационных «Окон РОСТА» в Ленинграде (1920-1921). Примыкал к авангардистскому «Объединению новых течений в искусстве» (1922-1923) под председательством В.Е.Татлина; испытал большое влияние последнего. Позднее был членом общества «Четыре искусства». В свой авангардный период создавал элегантные контррельефы, исследующие фактурно-пластические возможности разных материалов, а также натюрморты в духе иронического дадаизма или более строгого декоративно-синтетического кубизма (Натюрморт с ботинком, 1920, Русский музей; серия Кубизм, 1922). Вернулся к фигуративному искусству и тонкой светотеневой моделировке форм в графическом цикле Прачки (карандаш, тушь, гуашь; 1920-1925). В середине 1920-х гг. он представил острые сатирические серии "НЭП", "Новый быт", "Любовь шпаны". Каждодневная работа с натурой вылилась в серии блестящих рисунков "Акробатки", "Балерины", "Гитаристки" и в многочисленные наброски обнаженных натурщиц, исполненные с виртуозным мастерством. В конце 1920-х Лебедев вернулся к живописи, сделав серию полуэкспериментальных "Натюрмортов с гитарой" и небольшую серию натюрмортов "Фрукты в корзине". Позднее, после иронической серии "Девушки с букетом" (1933), он написал ряд женских портретов: Т. В. Шишмаревой (1934), С. Д. Лебедевой (1936), К. Георгиевской (1937).Близки по своей поэтике прозе М.М.Зощенко его гротескные, исполненные в той же технике серии Панель революции (1922) и Нэп (1925-1927). Лебедев нашел удачную возможность для развития своего дара художника-экспериментатора в русле оформления детской книги, - его книжки-картинки 1920-х годов (с текстами С.Я.Маршака - Сказка о глупом мышонке, Цирк, обе - 1925; Багаж, 1926; Усатый-полосатый, 1930; и др.), веселые, ритмически-орнаментальные, остроумно соединившие «мирискусническую» и футуристическую традиции, принадлежат к шедеврам этого вида искусства. В 1924-33 гг Лебедев возглавлял. художественную редакцию отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства, превратив его в центр создания высокохудожественных книг для детей. Он привлек в издательство художников своего поколения - В. М. Конашевича, Н. А. Тырсу, Н. Ф. Лапшина, В. М. Ермолаеву, воспитал молодых - А. Ф. Пахомова, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, В. И. Курдова, Э. А. Будогоского и др. В последующие десятилетия по-прежнему успешно работал как «книжник» и станковист, примыкая, как и многие былые авангардисты, к умеренно-оппозиционному, как бы полуофициальному «тихому искусству». В 1931 г. несколько его работ подверглось резкой критике в официозной печати, а пять лет спустя он, вместе с В. М. Конашевичем, стал объектом грубых нападок в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта).

Для его творчества «эпохи соцреализма» особенно характерны женские портреты и типажи, полные чуть ироничного (Девушка в футболке с букетом, 1933, Русский музей) или задушевно-лирического эротизма (серия литографий Обнаженная натура, 1949).


Лебедев Владимир Васильевич (Картины художника):

Женский портрет (в шляпке).  - Лебедев
Женский портрет (в шляпке).
 
Обнаженная в ванной со спины - Лебедев
Обнаженная в ванной со спины
 
Обнаженная со спины - Лебедев
Обнаженная со спины
 
Обнаженная со шнурками - Лебедев
Обнаженная со шнурками
 
Обнаженная, намыливающая ногу - Лебедев
Обнаженная, намыливающая ногу
 
Раздевающаяся («Под лампой») - Лебедев
Раздевающаяся («Под лампой»)
 


   Полезная информация:
   



www.alfenjoy.ru дешевые прикольные подарки

© 2011. Oleg Grigoryev