Энциклопедия русской живописи

Добужинский Мстислав Валерианович

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.


Добужинский Мстислав Валерианович (Картины художника):

dobuzhinsky11 - Добужинский
dobuzhinsky11
 
dobuzhinsky2 - Добужинский
dobuzhinsky2
 
dobuzhinsky21 - Добужинский
dobuzhinsky21
 
dobuzhinsky23 - Добужинский
dobuzhinsky23
 
dobuzhinsky24 - Добужинский
dobuzhinsky24
 
dobuzhinsky25 - Добужинский
dobuzhinsky25
 
dobuzhinsky26 - Добужинский
dobuzhinsky26
 
dobuzhinsky27 - Добужинский
dobuzhinsky27
 
dobuzhinsky3 - Добужинский
dobuzhinsky3
 
dobuzhinsky_man_with_spectacles_(art_critic_and_poet_konstantin_sunnerberg)_1905-6 - Добужинский
dobuzhinsky_man_with_spectacles_(art_critic_and_poet_konstantin_sunnerberg)_1905-6
 
dobuzhinsky_unknown_woman_in_red_1901 - Добужинский
dobuzhinsky_unknown_woman_in_red_1901
 
Вильно. Базар у стены. 1907 ] - Добужинский
Вильно. Базар у стены. 1907 ]
 
Город. 1904  - Добужинский
Город. 1904
 
Городские типы (Гримасы города). 1908  - Добужинский
Городские типы (Гримасы города). 1908
 
Домик в Санкт-Петербурге. 1905  - Добужинский
Домик в Санкт-Петербурге. 1905
 
Землесос. Лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз - Добужинский
Землесос. Лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз
 
Кукла. 1905  - Добужинский
Кукла. 1905
 
Лондон. Монумент. 1906  - Добужинский
Лондон. Монумент. 1906
 
Львиный мостик. Знаменитый лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз - Добужинский
Львиный мостик. Знаменитый лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз
 
Окно парикмахерской. 1906  - Добужинский
Окно парикмахерской. 1906
 
Омнибус - Добужинский
Омнибус
 
Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок. 1910 - Добужинский
Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок. 1910
 
Поцелуй. 1916  - Добужинский
Поцелуй. 1916
 
Провинция 1830-х годов. 1907г.  - Добужинский
Провинция 1830-х годов. 1907г.
 
Сад. 1909  - Добужинский
Сад. 1909
 
Садик в городе. 1905  - Добужинский
Садик в городе. 1905
 
Стеклянная улица в Вильно. 1906  - Добужинский
Стеклянная улица в Вильно. 1906
 
Сфинксы. Знаменитый лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз - Добужинский
Сфинксы. Знаменитый лист из серии 12 автолитографий Петербург в 1921 году, Петроград, 1923, тир. 1000 экз
 
Улица Тилто в старом Вильно. 1906  - Добужинский
Улица Тилто в старом Вильно. 1906
 
Фабрика газов. 1914  - Добужинский
Фабрика газов. 1914
 


   Полезная информация:
   



производитель дверей гармошка

© 2011. Oleg Grigoryev