Энциклопедия русской живописи

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич

Десять лет своей наиболее творческой жизни (1875—1885) Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский провел в Париже, где большинство из написанного им было распродано и постепенно затерялось для последующих поколений в часто бывающей капризной памяти истории, истории живописи как частном случае. Но и из того созданного Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским, что дошло до нас, говорит о нем как о достойном русском художнике.

Готовившегося к военной службе юношу и его родителей знающие люди уговорили поступить в Академию художеств, где он учился в классе Ф.А. Бруни. За свои рисунки с натуры и живописные этюды Николай Дмитриев получал серебряные медали различных достоинств (была среди них и малая золотая), однако на академических конкурсах последних лет обучения Н. Дмитриев терпит неудачи. Его картины "Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого" (1861) и "Стрелецкий бунт" (1862) не вызывают благосклонного отношения академического начальства. Видимо, не случайно у начинающего художника "не идут" исторические полотна патетического содержания. Потому что его больше интересует жизнь простого народа. Он много иллюстрирует в эти годы Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева, каждое лето выезжает в русскую деревню, изучая жизнь крестьян. И как результат на выставках появляются его жанровые полотна, лучшее из которых — "Утопленник в деревне" (1867) — принесло ему известность и звание академика (именно с этого времени художник начинает подписываться двойной фамилией, которая сохранится за ним на всю жизнь).

Живя в Париже, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский не порывает с родиной. Он каждое лето выезжает в русские деревни, пишет много этюдов. Художник стал одним из организаторов Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. Его картины охотно выставляют в Салоне и покупают.

Во время войны России против Турции (1877—1878) за освобождение балканских народов от турецкого ига художник едет в действующую армию. Его батальные полотна получают положительную оценку скупого на похвалы В.В. Верещагина. Фактически "боевая" тематика остается основной для него на последующие годы. Хотя выставляет он в 1880-е годы и свои любимые "Около деревни", "Встреча", "Крестьянская девушка", "Воскресение в деревне" (к сожалению, судьбы этих полотен неизвестны).

Н.Д. Дмитриев-Оренбургский работает до последних часов своей жизни. Его любовь к родине, к жизни простых людей, его талант — в его произведениях.


Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (Картины художника):

Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе. 1880. Холст, масл - Дмитриев-Оренбургский
Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе. 1880. Холст, масл
 
Вел. кн. Сергей Александрович, цес-вич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович  - Дмитриев-Оренбургский
Вел. кн. Сергей Александрович, цес-вич Николай Александрович и великий князь Павел Александрович
 
Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года. 1885. Холст, масло. 144х104 - Дмитриев-Оренбургский
Въезд великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года. 1885. Холст, масло. 144х104
 
Генерал Н.Д.Скобелев на коне. 1883. Холст, масло. 47х32 см - Дмитриев-Оренбургский
Генерал Н.Д.Скобелев на коне. 1883. Холст, масло. 47х32 см
 
Захват Гривицкого редута под Плевной. 1885. Холст, масло. 111х192 см - Дмитриев-Оренбургский
Захват Гривицкого редута под Плевной. 1885. Холст, масло. 111х192 см
 
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883. Холст, масло. 131х242 см - Дмитриев-Оренбургский
Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883. Холст, масло. 131х242 см
 
Пожар в деревне. Холст, масло - Дмитриев-Оренбургский
Пожар в деревне. Холст, масло
 
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года. 1889. Холст, масло. 112х193 см - Дмитриев-Оренбургский
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года. 1889. Холст, масло. 112х193 см
 
Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883. Холст, масло. 92х153 см - Дмитриев-Оренбургский
Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883. Холст, масло. 92х153 см
 
Стрелецкий бунт. 1862 - Дмитриев-Оренбургский
Стрелецкий бунт. 1862
 


   Полезная информация:
   





© 2011-2021. Marina Grigoryeva