Энциклопедия русской живописи

Белкин Вениамин Павлович

Вениамин Павлович Белкин (26 января 1884, Верхотурье — 8 ноября 1951, Ленинград) — российский художник, живописец, график.


Родился в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в школе А.П. Большакова в Москве (1904—1905), у В.Э. Борисова-Мусатова и в Париже (1907—1909) у Ш. Герена и Ш. Коттэ. В 1918 году к годовщине революции исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919—21 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода (известна «Победа трудящихся» и другие). Известны также две открытки с живописными работами художника, выпущенные Общиной Св.Евгении. 1921—1923 — преподавал в ИЖСА (Ленинград). 1924—1927 — преподавал в Архитектурном техникуме (Ленинград). С 1928 по 1946 год преподавал в ИЖСА (Ленинград).


Рисовал для журналов «Аполлон» и «Сатирикон» (1909—1911), «Красная панорама» (1928—1929), много работал для книжных издательств.

1919 — исполнил рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Валерик» (тушь, белила; Русский музей).

1920 — в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому» (тушь, перо, заливка). Местонахождение оригиналов неизвестно.

1924 — иллюстрировал «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кот, сметанный рот» А. Н. Толстого.

1925 — «Смельчаки» К. И. Чуковского.

1929 — «Три мушкетёра» А. Дюма и др.

1930 — «Декамерон» Дж. Бокаччо.

1931 — для Полного собрания сочинений Лермонтова (под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума /М. — Л., 1931) Вениамин Павлович выполнил серию (сюиту) из 15 страничных рисунков (техника — тушь, перо, заливка, меловая бумага с процарапыванием; Русский музей, музей ИРЛИ, «Домик Лермонтова»), где лучшими из них можно признать иллюстрации к повестям «Бэла» («Резня в ауле после ссоры Казбича с Азаматом») и «Фаталист».

В других работах этого цикла не всё равнозначно: если «Мцыри, обнимающийся с грозой» исполнен очень экспрессивно, то в иллюстрациях к драме «Странный человек», к поэме «Боярин Орша», можно увидеть не просто спокойствие и реализм, а практический натурализм.

Позднее художник не раз возвращался к этим темам, работая в разной исполнительской технике:

1937 — «Измаил-Бей»
1939 — «Тамань», «Бэла», «Кавказский пленник», «Два брата»
1943 — «Княжна Мери», «Штосс» (Русский музей).
1938 — «Витязь в тигровой шкур» Ш.Руставели.


Художник был дружен с Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно увидеть по рисункам, оставленных Белкиным в альбоме поэтессы5.

Пожалуй, первые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.

Образ Ахматовой угадываются в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Г. Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р. Д. Тименчика4) и первой части романа А. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю. А. Молока).

Белкин Вениамин Павлович (Картины художника):

Belkin Veniamin River Zhdanovka in Petrograd Sun - Белкин
Belkin Veniamin River Zhdanovka in Petrograd Sun
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev