Энциклопедия русской живописи

Алексеев Федор Яковлевич

АЛЕКСЕЕВ Федор Яковлевич (1753/54—1824)

Поездки лучших выпускников Академии художеств на стажировки в Италию и Францию в большой степени способствовали становлению в XVIII веке российской живописи как светского искусства.

Федор Алексеев, посланный в Венецию для совершенствования в области создания театральных декораций, очень скоро проявляет свое настоящее предназначение. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.

Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794; Вид Казанского собора в Петербурге; Соборная площадь в Московском Кремле; Вид города Николаева, 1799; Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810; и др.) принесли Ф.Я. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Представленные работы позволяют и нам оценить талант и призвание замечательного русского художника.

Ф. Я. Алексеев - первый в русской живописи мастер городского пейзажа.

 В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе "живописи цветов и плодов", затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.

 В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.

 По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу "российского Каналетто" и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.

 Среди его работ 1790-х гг. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.

В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

 В 1800-х гг. Алексеев - уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы "Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса", "Вид Казанского собора в Петербурге", "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости".

 Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
 


Алексеев Федор Яковлевич (Картины художника):

Боярская площадка в Московском Кремле - Алексеев
Боярская площадка в Московском Кремле
 
Вид в Кремле на Сенат,Арсенал и Николаевские ворота - Алексеев
Вид в Кремле на Сенат,Арсенал и Николаевские ворота
 
Вид города Бахчисарая. 1798 - Алексеев
Вид города Бахчисарая. 1798
 
Вид города Николаева. 1799 - Алексеев
Вид города Николаева. 1799
 
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794 - Алексеев
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости. 1794
 
Вид Москвы около Иверских ворот Кремля. 1800 - Алексеев
Вид Москвы около Иверских ворот Кремля. 1800
 
Вид Москвы от Троицких ворот Кремля - Алексеев
Вид Москвы от Троицких ворот Кремля
 
Вид Москвы - Алексеев
Вид Москвы
 
Вид на Воскресенские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы - Алексеев
Вид на Воскресенские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы
 
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811  - Алексеев
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811
 
Вид на воспитательный дом - Алексеев
Вид на воспитательный дом
 
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Около 1800 - Алексеев
Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге. Около 1800
 
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста - Алексеев
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
 
Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости. 1810г. [2] - Алексеев
Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости. 1810г. [2]
 
Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору - Алексеев
Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору
 
Вид Соборной площади - Алексеев
Вид Соборной площади
 
Вид Храма Василия Блаженного от Московской улицы - Алексеев
Вид Храма Василия Блаженного от Московской улицы
 
Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города - Алексеев
Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города
 
Вид церкви за золотой решеткой и Теремного дворца - Алексеев
Вид церкви за золотой решеткой и Теремного дворца
 
Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке - Алексеев
Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке
 
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г. Копия картины А. Канале (Каналетто) - Алексеев
Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. 1776г. Копия картины А. Канале (Каналетто)
 
Военный госпиталь в Лефротове - Алексеев
Военный госпиталь в Лефротове
 
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I - Алексеев
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I
 
Интерьер храма Воскресения христова в Новом Иерусалиме - Алексеев
Интерьер храма Воскресения христова в Новом Иерусалиме
 
Колокольня Ивана Великого - Алексеев
Колокольня Ивана Великого
 
Красная площадь в Москве. 1801 - Алексеев
Красная площадь в Москве. 1801
 
Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова - Алексеев
Новый Иерусалим. Собор Воскресения Христова
 
Панорамный вид Коломенского - Алексеев
Панорамный вид Коломенского
 
Панорамный вид Царицино - Алексеев
Панорамный вид Царицино
 
Площадь в Херсоне. 1796 - Алексеев
Площадь в Херсоне. 1796
 
Праздник иконы Казанской Божьей матери на Красной площади - Алексеев
Праздник иконы Казанской Божьей матери на Красной площади
 
Приютская больница в Москве. 1800 - Алексеев
Приютская больница в Москве. 1800
 
Сергиева Лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату - Алексеев
Сергиева Лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату
 
Сергиева Лавра - Алексеев
Сергиева Лавра
 
Собор Василия Блаженного и Спасские ворота - Алексеев
Собор Василия Блаженного и Спасские ворота
 
Соборная площадь в Московском Кремле - Алексеев
Соборная площадь в Московском Кремле
 
Страстная площадь - Алексеев
Страстная площадь
 
Троице-Сергиева лавра. 1800 - Алексеев
Троице-Сергиева лавра. 1800
 


   Полезная информация:
   





© 2011. Oleg Grigoryev